Теперь, наконец, остается поставить и проблему "отклонения от нормы", варьирование нормы — это выбор членов общества между разрешенными моделями поведения; отклонение от нормы — это следование моделям поведения, которые находятся на грани того, что допустимо, или за пределами того, что допустимо. Следуя моделям поведения, которые не принимаются всем обществом, отклонение от нормы становится, таким образом, источником общественных перемен.
Проблема отклонения от нормы рассматривалась главным образом под углом зрения "сумасшествия" и "нормальности". Именно так ее рассматривала альтернативная психиатрия, ее английские предшественники Рональд Д. Лейнг к Дэвид Купер или итальянец Франко Базалья. Кто "нормален", а кто "сошел с ума"? Не является ли "сумасшествие" некой культурной и политической категорией?
По сути доктрина альтернативной психиатрии проста: ребенок рождается здоровым и наделенным множеством потенциальных способностей. К пятнадцати годам общество, семья, школа превращают его в истощенное и изуродованное существо. Если культурное давление оказывается слишком тяжелым и слишком ранящим, то некоторые люди проявляют защитную реакцию. Они уходят в область воображаемого и фантастического. Шизофрения в таком случае — не более чем безумная попытка вновь обрести первоначальное здоровое состояние.
Находясь на службе общества и его ценностей, традиционная психиатрия называет "ненормальными" и запирает в психиатрических больницах людей, ушедших в себя, убежавших в выдуманный ими мир. Чтобы сохранить свое равновесие, общество отторгает "сумасшедших", которых объявляет психически больными. В "Истории сумасшествия" Мишель Фуко раскритиковал мир психбольниц и показал, как из общества исключаются те, кто не вписывается в установленные нормы. Альтернативная психиатрия увидела в "сумасшедшем" пленника безжалостного общества, жертву самого настоящего издевательства.
Официальная психиатрия занимает стратегическое положение в идеологической системе нашего общества. Совершить революцию в психиатрии — это значит поставить под вопрос семью, школу, иерархическую организацию труда и общественных отношений. И, наряду с социальными структурами, выстроить и психиатрические структуры. Вместо психиатрических больниц нужно создать маленькие терапевтические сообщества, заменяя "содержание под замком" жизнью в «свободной зоне». Таким образом критика утвердившейся культуры вновь выливается в создание микросообществ.