Существует множество критериев, по которым можно различить демократию и диктатуру. Но одним из важнейших признаков авторитаризма является признак монополии на насилие. В этой статье я предлагаю рассмотреть такое отличие демократии от диктатуры, как право населения защищать себя и свои интересы. Под насилием мы будем понимать меры по ограничению и контролю, предпринимаемые одним лицом по отношению к другому лицу, исходя из того, что любое ограничение является разновидностью насилия. Подобно тому, как государство контролирует и ограничивает народ, законы и менталитет могут допускать и обратное, когда народ контролирует и ограничивает государство. В соотношении прав сторон на насилие и проявляется суть режима.
1. Юридическая защита. Всем известен образ судебной системы США, когда простой человек может отсудить у крупной корпорации компенсацию за предоставленные ему неудобства. Так действует демократия. В любой демократической стране человек может опереться на закон, и в большинстве случаев закон его защитит. В авторитарной системе народ вынужден бояться закона как огня, вся правовая сфера преднамеренно выстраивается таким образом, чтобы человек не мог защитить себя при помощи закона, а максимум, мог его избежать. (Так было в России при царе, затем в СССР, затем в 90-х, и сегодня мы снова находимся в такой ситуации.) Но при этом, корпорации или другие субъекты власти при диктатуре могут делать все что им угодно: разрушать экологию, уничтожая здоровье граждан в масштабах нации, разорять население, присваивать себе народное достояние - словом, делать вообще хоть что. И каковы шансы осудить их за это? Де факто, таких шансов ноль.
2. Физическая защита. Право на самооборону, неприкосновенность собственности, территории - это основа гражданского и демократического общества. Развивая традиции самообороны государство дает преимущество законопослушным гражданам перед уголовниками, бандитами и негативными личностями. В современной России все происходит с точностью до наоборот: преимущество всегда получают хулиганы, бандиты, уголовники, и просто нехорошие люди, а жертва нападения вынуждена решать сложный философский вопрос: пострадать самому прямо здесь и сейчас, или потом до конца жизни сидеть из-за пострадавшего подонка? (При этом, российское общество и само нередко винит в произошедшем именно жертву и поддерживает агрессоров, не испытывая сострадания к жертвам, например, тот же сталинизм, который снова набирает популярность, но это уже другая история.)
3. Ценность достоинства и личности, моральная защита. Ценность человеческой жизни, ценность индивидуального, значимость меньшего наравне с большим - еще одно отличие демократии от диктатуры. В демократических странах государство и общество воспринимают проблемы отдельного индивида как значимое событие, при этом, не зависимо от его политических взглядов и масштабов существования. Например, в демократической системе, маленькие страны равнозначны в своем статусе и гарантиях с крупными странами. Или, например, если человек обращается в суд или в полицию по поводу мелких нарушений его прав, то система обязана принять меры независимо от масштаба проблемы и субъективного отношения к заявителю, а общественность никогда не остается равнодушным к проблемам других людей, независимо от их субъективной социальной оценки. Демократическое общество всегда активно реагирует на несправедливость, ущемление прав, и всякие проблемы других людей.
В любой антидемократической системе, все происходит в точности до наоборот. Если человек инакомыслящий, значит в авторитарной ментальности его права можно ущемлять. Разумеется, в результате авторитарность рано или поздно расходится с моралью и человеческими категориями. А далее начинается расслоение по всем швам, до тех пор, пока общество не деградирует окончательно. Любые государственные инстанции рассматривают человека как расходный материал, а вовсе не как объект охраны, защиты и благополучия. Ценность человеческой жизни в авторитарной системе стремится к нулю.
Если же говорить конкретно о России, то общественность, как правило, не интересуется проблемами других людей, даже если речь идет о собственных согражданах. На государственном уровне это приводит к обесцениванию населения. Но репрессии до сих пор многими представителями «простого народа» воспринимаются как нечто позитивное, равно как и тотальное пренебрежение к правам и достоинству инакомыслящих. Причинение морального вреда как таковое воспринимается как норма жизни в России. Примитивная сила, наглость и хамство со времен царя преобладают в российским обществе, и все это лишь вопрос векторов и ситуаций. Возвысить себя принижая других - это в порядке вещей.
Таким образом, подобная атмосфера необходима для поддержания авторитарной системы управления, поскольку "человек" не должен звучать гордо, а «неугодный» режиму человек вообще не должен звучать никак. Для авторитарного общества всегда должны быть те, кто имеет право ущемлять, и те, кто не имеет права защищаться. А так же необходим поиск «врага», жертвы, или неких «неправильных» людей, по отношению к которым не действуют моральные и правовые нормы. Все это тщательно "обосновывается" "моральностью" и "целесообразностью" происходящего.
4. Политическая защита. В демократической стране народ имеет реальные возможности защищать свои права, добиваться лучших условий жизни, влиять на решения правительства. В авторитарной системе это исключено, поэтому авторитаризм всегда ведет к деградации. Любое развитие общества вызывает конфликт с авторитарным правительством. Например, в России жертва правительства всегда думает, что будет лучше: умереть не дожив до пенсии, или умереть в тюрьме не дожив до пенсии, за участие в митинге, проводимом за право дожить до пенсии?
С одной стороны, демократическая система преднамеренно допускает возможность для народа активно выражать свою волю. С другой стороны, народное сознание не допускает мысли о монополии государства на насилие. Правительства демократических стран не пытаются максимально использовать все имеющиеся возможности для подавления протестов, а народ не приемлет запрет на выражение своего несогласия. Государство не пытается поломать общество, а общество осознает свое природное право на борьбу.
Таким образом, демократический режим сознательно отказывается от авторитарных желаний, и выбирает конструктивную форму существования. Конструктивная система всегда должна иметь противовес, только тогда система может развиваться. Для этого народ наделяется паритетным правом на насилие для поддержания равновесия демократической системы. Но для этого демократическая система должна поступиться частью своих эгоистических представлений. В частности, такие направления, как христианство, учат именно этому (в противоположность некоторым другим верованиям, которые наоборот, способствуют диктатуре).
Авторитарная система напротив - всегда идет деструктивным путем иррационального и одностороннего насилия, культа служения эго и превозношения своего эго (величие). Создание противовесов для системы ущемляет ее субъективное эго. Превосходство над другими — главная ценность авторитарной системы. Поэтому политическая самооборона граждан невозможна в такой системе. Как следствие - деградация во всех сферах, противопоставление государства и общества, и много других негативных последствий. Вот почему авторитаризм, диктатура - это всегда деструктивный путь иррационального помешательства сознания.