В современной ситуации нередко российские политики признают, что хранить российские деньги (которые принадлежат российскому государству или бизнесу) за границей — это была ошибка. Это признают не только сторонники оппозиции, но и даже такие политики, как Вячеслав Володин.
Деньги России за границей
Николай Платошкин отметил, что в период, когда у России были сверхдоходы от продажи нефти, сразу же задумались, что делать с деньгами? Можно вкладывать в российскую промышленность, сельское хозяйство, а можно держать в резервах.
В итоге решили, что нужно держать в резервах. Почему? Потому что за развитие страны в этот период отвечали такие фигуры, как Герман Греф, Эльвира Набиуллина, Алексей Кудрин и другие подобные деятели. Они тогда занимали ключевые экономические должности в правительстве России.
Их подход прост: они считали, что Россия с западом — друзья навсегда, и поэтому нет никакой необходимости производить свое, раз можно купить за границей. России нужно просто продавать нефть и газ — и все. А что делать со сверхдоходами? Отчасти они идут в бюджет. Но по большей части они стали «кубышкой», то есть просто средства «на черный день». Это во многом было по той причине, что как раз финансово-экономический блок был против того, чтоб государство занималось развитием экономики. Там считали, что за это должен отвечать только частный бизнес.
Что сказал Володин
Вячеслав Володин заявил, что хранить российские деньги и другие активы за границей — то была ошибка. Ошибка потому, что все-таки в итоге значительная часть резервов России по факту была заморожена.
Вячеслава Володин сказал, что заморозили, конечно, не только резервы российского государства, но еще заморозили деньги, активы российского бизнеса, который тоже был уверен, что деньги нужно держать за границей.
Володин назвал подход российского бизнеса ошибочным, потому что разумнее было вкладываться в развитие страны, что как минимум в долгосрочной перспективе явно было бы выгоднее, чем просто в перспективе потерять деньги.
Тот факт, что деньги когда-нибудь заморозят, вряд ли бы для кого-то открытием, ведь все-таки после 2014 года дискуссии по этому поводу были, да и некоторым людям все же деньги замораживали. Так что до 2022 года было правильно выводить средства, чего объективно не сделали многие бизнесмены и государство тоже.
Позиция Николая Платошкина
Николай Платошкин считает, что, конечно, в данный момент то, что говорит Вячеслав Володин, и так очевидно. Ведь если резервы были заморожены, деньги бизнесменов заморозили также, то понятно, что хранить там средства было ошибкой.
Вот только здесь есть следующее противоречие: а почему Вячеслав Володин ранее так же активно не выступал за то, что деньги нужно вкладывать в развитие страны, не держать их за границей? Почему Вячеслав Володин голосовал за Эльвиру Набиуллину, когда утверждали главу Центробанка России?
Говорить можно ведь все что угодно, а вот когда дело доходит до практики, то все совсем иначе. Так вышло, что Вячеслав Володин на словах действительно выступает за развитие страны, но он, голосуя за Набиуллину, голосуя за бюджет на ближайшие годы, объективно не поддерживает все это.
Почему? Потому что бюджет России на ближайшие годы не предполагает, что государство будет заниматься развитием экономики. Наоборот, продолжается приватизация, другие подобные меры.
В целом, несмотря на изменившуюся ситуацию, финансово-экономический блок правительства России пытается сохранить рыночную систему России в полной мере, они пытаются сделать все возможное для того, чтоб в России даже элементов социализма в экономике не было. И Вячеслав Володин на словах как будто бы за то, чтоб государство развивало экономику, но на практике, когда принимаются решения, он фактически голосует за прежнюю экономическую систему, которая как раз и допустила ошибку, когда хранила резервы за границей.