Развитие музыкального слуха, регулярные занятия по прослушиванию музыки всецело способствуют становлению личности ребенка, поэтому свои занятия с детьми я строю, основываясь на принципах целостности и комплексности музыкально-эстетического образования.
Но при попытке исполнения детьми музыкальных произведений я сталкивалась с тем, что ребята, более взрослые, чем дошколята или младшие школьники, испытывают необходимость не только исполнить песню выразительно, но и всячески пытаются с помощью жестов, движений тела помочь себе в передаче эмоций. Поэтому передо мной стала задача помочь детям целесообразно применять пластику и движения во время исполнительской деятельности.
Хорошим подспорьем в этом деле оказались знания, приобретенные мной на курсах по оздоравливающей хореографии. Первые же опыты по применению этих знаний на уроках показали, что с помощью пластики легче запоминается новый музыкальный материал, дети стараются более эмоционально исполнить произведение.
Так, на уроках музыки в начальной школе при изучении тем о фольклоре и русских традициях в музыке я применила уже излюбленный прием «Разыграй потешку», когда дети сами участвовали в постановке урока и с удовольствием выступали и в роли кузнеца, и в роли солдата или купца. Причем жесты детей передавали характерные особенности каждого персонажа. Сами русские обряды предполагают движение, хороводность, пространственность. С использованием хореографии дети стали больше импровизировать, придумывать, поэтому во время исполнения песни они стали испытывать не затраты энергии, а ее прилив. Урок потерял излишнюю назидательность, зато приобрел ощущение открытости, доброго взаимопонимания между детьми и учителем. Появился и элемент соревнования между отдельными группами класса, но дети интуитивно чувствуют, что это игра, поэтому нет агрессивности, накала негативных эмоций.
Удачными считаю и приемы танцевальной ритмики, когда каждая буква, слог могут быть представлены в форме хореографического движения. Помимо основных уроков я занимаюсь постановкой музыкальных номеров на занятиях групп дополнительного образования.
Вот здесь-то очень пригодилась танцевальная ритмика для хореографического обрамления музыкального номера. Ведь при исполнении очень важно, чтобы жест подчеркнул значимость музыкального звука, а не мешал ему, как это часто бывает, когда юный певец пытается одновременно и петь, и танцевать. Но если пластика движения никак не связана с музыкальным произведением, то номер получается нелепым подражанием образцам современной эстрады.
Особенно важным открытием по оздоравливающей хореографии считаю возможность пластической импровизации при прослушивании классической музыки. Удивительное прочтение смысла музыки Эдварда Грига с помощью жестов натолкнуло меня на возможность преподавания детям более сложной музыки (Альфреда Шнитке, Александра Скрябина…) в более доступной им форме. И если раньше такие уроки в 6-7‑х классах казались детям трудными, слишком серьезными, то теперь открывается перспектива более доступным языком пластики тела донести до них замысел композитора.
Возможность пластической интерпретации разных художественных примеров позволяет сделать доступной для детей не только классику, джаз, но даже атональную музыку Арнольда Шенберга. Очень полезной оказалась мысль художественной психологии не о повторяемости жестов, а об импровизации во время номера, ведь именно она дает такой позитивный настрой ребенку. Скоординированность действий позволяет начинающему исполнителю стать более уверенным в себе, подталкивает его поделиться новыми полученными знаниями с другими, а ведь в этом-то и заключен весь смысл педагогики – в потребности приобретать новые знания и делиться знаниями с другими людьми.
Нелли СЕРЕБРЯКОВА, учитель музыки школы №1981
Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».