Найти в Дзене
МЧС Москвы

Стимпанк и пожарное дело

Если получилось создать паровой насос, то почему бы не сделать целый мобиль, работающий при помощи пара? Инженеры мечтали об этом еще с 17-18 вв., но все получавшиеся у них образцы машин требовали остановок через каждые 1-2 километра. Ведь чтобы получить пар, нужно было разводить костер на земле прямо под котлом и дожидаться закипания воды. Телеги, предусматривающие наличие топки, тоже оказались непрактичны, особенно при выездах к месту возгорания. Ведь для управления подобными конструкциями требовалось 3 человека (не считая кочегаров), да и скорость в условиях бездорожья и городской застройки оказалась меньше, чем у конного хода. К тому же паровой "мобиль" нужно долго растапливать - намного дольше, чем запрягать лошадей.

Предложенный в середине 19 в. обновленный вариант паровой пожарной машины выглядел весьма внушительно и был готов к выезду примерно через 10-15 минут после начала растопки. Скорость оставалась еще очень медленной:

Паровой пожарный автомобиль. Источник вдохновения для многих поклонников направления "стимпанк"!
Паровой пожарный автомобиль. Источник вдохновения для многих поклонников направления "стимпанк"!

Ко второй половине 19 века паромобили стали чуть меньше в размерах, но по-прежнему напоминали фантастические паровозы. И "человекосил" требовалось минимум две: водитель и кочегар (хотя "кушать" эта машина могла любое твердое топливо - от соломы до дров и угля). Полностью вытеснить лошадей машины пока не смогли - и стоили дорого, и обслуживание мог производить далеко не каждый пожарный (все-таки с лошадьми в те времена имели дело почти все люди), и неповоротливость все еще сказывалась... Но в богатых городах на средства казны покупались 1-2 паромобиля, и вот они на крупных пожарах работали вовсю, заменяя несколько повозок и ручных насосов сразу.


В России тоже использовались пожарные паромобили, в частности, английской компании "Мерриветтер" и немецкой "Магирус": "Машины весили семь тонн, развивали скорость по хорошей дороге до 35 км в час. Водяной котёл нагревался дровами или жидким топливом. Одной заправки хватало на 50-60 км. Насос мог подавать напор воды со скоростью 2 тонны в минуту. Экипаж состоял из пяти человек" (2).
На фото - образец "самоходного пожарного насоса "Магирус", выпущенного в 1904 г.:

Magirus
Magirus

Чаще задействовались паровые лестницы; наряду с ними во второй половине 19 в. появились пневматические и даже углекислотные лестницы (на выставке в Берлине в 1907 г.)

Паровая пожарная лестница Magirus. Начало ХХ в.
Паровая пожарная лестница Magirus. Начало ХХ в.

Несмотря на кажущуюся простоту "добычи" топлива, паромобили не стали широко распространенными. Тушение пожаров при помощи паровых автомобилей и конных ходов продолжалось вплоть до начала 20 века, и пожарные "самоходки" стали вытеснять столь привычных лошадей лишь после изобретения двигателя внутреннего сгорания.

Паровой автомобиль на ходу.
Паровой автомобиль на ходу.

Томас Мид, Роберт Стрит, Нисефор Ньепс, Франсуа Исаак де Риваз, Филипп Лебон, Жан-Этьен Ленуар, Николаус Август Отто... Имена можно перечислять долго; все эти люди пытались создать эффективный и при этом не очень громоздкий двигатель, работавший на жидком топливе. Мсье Лебон был также изобретателем светильного газа, получаемого в процессе перегонки древесного сырья; было выпущено немало опытных образцов мобилей, двигавшихся при помощи этого газа (3). Но тут требовался газогенератор, и двигатель оказывался слишком большим и тяжелым.

Двигатель Ленуара
Двигатель Ленуара

Проблему решил Готтлиб Даймлер, сотрудник Николауса Отто. "Шеф" не одобрил предложение подчиненного-"конкурента", и тогда Даймлер совместно с другом Вильгельмом Майбахом основал собственную мастерскую-лабораторию (4). Уже в 1883 году в ней "родился" небольшой бензиновый двигатель, правда, обеспечивавший работу лишь стационарных машин-установок - пока Донат Банки в том же году не получил патент на карбюратор. А вот первый бензиновый карбюраторный двигатель с электрическим зажиганием - дело рук российского новатора по имени Огнеслав Костович. К сожалению, он подал заявку на патент слишком поздно - машина была готова в 1884 году, а патент получен лишь в 1892.

Огнеслав Костович и его детище
Огнеслав Костович и его детище

Но нефть есть не везде, и поэтому в Германии был создан дизельный двигатель, названный так в честь изобретателя. Двигатель Рудольфа Дизеля - с самовоспламенением - стал самым экономичным и дешевым в производстве. Благодаря налаженным между Германией и Российской Империей торговым контактам в России вскоре начался массовый выпуск дизельных двигателей, использовавшихся... да везде: от фабрик и пароходов до велосипедов!

В России первый пожарный автомобиль с двигателем внутреннего сгорания вышел из ворот гаража в 1904 году - собранный на экипажно-автомобильной фабрике "Фрезе и К". Автомобиль на немецком шасси с двумя лестницами и местами для десяти пожарных развивал скорость не более 15 км/ч, и это сразу же заинтересовало немногочисленных тогда "автоконкурентов". Общество "Г.А. Леснер" в том же году предоставило огнеборцам машину без лестницы, но с насосом и местами для бака с запасом воды и четырнадцати бойцов (9).

Пожарный автомобиль, собранный на фабрике "Фрезе и К"
Пожарный автомобиль, собранный на фабрике "Фрезе и К"

Москва обзавелась пожарным автомобилем в конце 1907 года, а в феврале 1908 после "обвеса" оборудованием (изготовленным на заводе Густава Листа) машину отправили в Мясницкую пожарную часть. Интересно, что журнал "Автомобилист" (уже был такой! 1908 г., март, №4) описывал машину как создание исключительно Густава Листа (8), хотя база была тоже немецкая - привезенная из Гаггенау по инициативе московского брандмайора Н.Ф. Гартье. Помимо двух скаток с рукавами и нескольких лестниц, имелась сигнализация: "вместо современного маячка были пылающие керосиновые факелы, звук же издавался верховыми горнистами при помощи сигнальных рожков" (9).

Центр Москвы, горки и холмы автомобиль преодолевал быстрее, чем конный ход, и осенью была приобретена еще одна пожарная машина, на этот раз для Пречистенской части. Автомобиль от "Daimler-Motoren-Gesellschaft" оказался более мощным и интересным, нежели предыдущий: 16 рукавов, маски "Кениг", трехколенная лестница, лестница-палка, штурмовые лестницы, багры, стволы, колонка... Все это оборудование уже имелось на машине, то есть поставлялась техника... целенаправленно как пожарная!

Причем специалисты Московской рессорной фабрики М.Е. Челышева усовершенствовали немецкую разработку: добавили еще кузов, прикрепив к остову машины рельсы. После снятия бортов кузов-платформа вкатывался на автомобиль и закреплялся "особыми пружинными шпиндельными затворами" (там же). Новая разработка сначала понравилась попечителям московских пожарных, и в 1912 году в Мытищах открылась вторая фабрика: Товарищество пожарно-автомобильного и механическо-рессорного производства "М. Челышев и Г. Гюнтер".

Пожарная линейка фабрики М.Е. Челышева во дворе Пречистенского депо. Начало ХХ в.
Пожарная линейка фабрики М.Е. Челышева во дворе Пречистенского депо. Начало ХХ в.

Вот только у огнеборцев и, конечно, владельцев страховых обществ странная "безлошадная" техника пока еще вызывала недоверие, мягко говоря, и даже целенаправленная "моторизация пожарных частей" (придуманная и реализуемая Императорским Российским пожарным обществом с 1910 года) не помогала. Санкт-Петербург вовсю пользовался пожарными машинами, а в Москве начинала работу Особая пожарная комиссия при городской Управе. Во главе Комиссии стоял инженер-механик В.В. Ольденбергер, являвшийся поклонником фирмы Daimler, производившей военную технику мощностью до 100 л.с. (что сравнимо с современными грузовичками с подключаемым приводом). Представители фирмы пошли на уступки Ольденбергеру, хоть международное положение в 1910-е годы было не самым лучшим, зато Ольденбергер сумел выставить требования, заключающиеся в изменении конструкции - с учетом климатических и дорожных условий России. В январе 1914 года три таких автомобиля уже были в Москве - насосы и автолестница фирмы C. D. Magirus AG (сотрудничество с которой продолжается до сих пор).

"Презентация московского пожарного обоза в Пречистенской пожарной части 31.01.1914 г. Одна 30-метровая автолестница фирмы C.D. Magirus AG и два автонасоса Sulzer на шасси Daimler-Marienfelde DM 5F" (источник: 11)
"Презентация московского пожарного обоза в Пречистенской пожарной части 31.01.1914 г. Одна 30-метровая автолестница фирмы C.D. Magirus AG и два автонасоса Sulzer на шасси Daimler-Marienfelde DM 5F" (источник: 11)

Насос выдавал до 2000 литров воды в минуту, причем мог забирать воду с глубины до 15 метров, а чтобы техника могла быстрее начать подавать воду, был установлен еще один дополнительный насос - воздушный, который высасывал воздух из рукавов перед началом тушения пожара. Оборудование было электрическим, как и автолестница - с двумя моторами, один из которых отвечал за угол наклона, другой - за раздвижные элементы конструкции. 20 секунд - таким было время выдвижения всех четырех секций общей высотой 30 метров. При необходимости развернуть и убрать лестницу можно было и вручную.

Daimler-Marienfelde после тушения Малого театра
Daimler-Marienfelde после тушения Малого театра

Преимущество новейшей моторизованной техники оценили весьма быстро. К сожалению, в очень печальных обстоятельствах. 2 мая 1914 года в центре Москвы произошел серьезный пожар - Императорский Малый театр и Александровский пассаж горели вместе с расположенными рядом постройками. Все три имеющихся автонасоса и автолестница прекрасно показали свои "боевые" качества, и с тех пор автомобиль начал очень интенсивно вытеснять лошадей из пожарной охраны.

1) https://www.letopis.info/themes/auto/istorija_dvigatelja_vnutrennego_sgoranija.html

2) https://22.mchs.gov.ru/deyatelnost/press-centr/novosti/1978496

3) https://eadaily.com/ru/news/2019/08/26/etot-den-v-istorii-1801-god-dvigatel-vnutrennego-sgoraniya-lebona

4) https://avtodvigateli.com/vidy/pervyj-dvigatel-vnutrennego-sgoraniya.html

5) https://kvata.ru/novosti/mercedes-daimler.html

6) http://autobuy.ru/page/pozharnye-paro-i-elektromobili

7) https://www.pozhmashina.ru/articles/articles-pozharnye-mashiny/pervye-pozharnye-mashiny.html

8) http://www.gruzovikpress.ru/article/4459-puteshestvie-v-proshloe-na-100-let-pojarnye-avtomobili-moskvy/

9) https://stavto.ru/articles/pozharnye-sluzhby-i-pozharnye-avtomobili-v-rossii-kak-eto-bylo/

10) http://pro-tank.ru/nachalo-tankostroeniya/253-dvigateli

11) https://mashine.parts/tecdoc/models?manufacturerId=26