Найти тему
Инженер идей

Алгоритмический поиск ТОТА против направленного поиска ТРИЗ

«Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) — катастрофически плохая технология творчества».

Всё имеет пределы. История ТРИЗ началась в 1946 году в СССР с противостояния предыдущим поколениям изобретательских методов в технической области.

Автор ТРИЗ Генрих Альтшуллер описывал предыдущие подходы:

1 – перебор вариантов методом проб и ошибок;
2 – увеличение хаотичности перебора вариантов (мозговой штурм, метод фокальных объектов, синектика и т п.);
3 – систематизация перебора вариантов (морфологический анализ, контрольные вопросы, функциональный анализ и т п.);
4 – направленный поиск решений (ТРИЗ).

Все подходы до ТРИЗ он называл модификациями метода проб и ошибок (МПиО), указывая на то, что это «катастрофически плохая технология творчества»: «За не решенные вовремя изобретательские задачи расплачиваться приходится не только недополученными прибылями, но и жизнями людей. Потери времени, сил и жизней из-за несовершенства метода проб и ошибок страшнее потерь от чумы, землетрясений и наводнений».

Начав с гениальной находки «алгоритм изобретения» Г. Альтшуллер не смог превратить ТРИЗ в точную науку творчества, а его ученики даже и не старались, получая дивиденды с того, что наработано автором ТРИЗ.

Трудно сказать по какой причине алгоритмизация в ТРИЗ не прижилась. Ведь во время жизни Г. Альтшуллера бурно развивались алгоритмика, кибернетика, математика и информатика.

Из всех инструментов ТРИЗ с натяжкой можно назвать алгоритмом только АРИЗ во всех его версиях. В алгоритме решения изобретательских задач автор нащупал общую творческую структуру. Предполагаю, по причине того, что он был известным писателем-фантастом, а писать романы и рассказы он умел отлично, то даже интуитивно он мог нащупать структуру литературного драматического произведения, а потом также интуитивно перенести её в технико-изобретательскую область.

Разработчик методики изобретательства был одновременно писателем. Это не могло не сказаться на ТРИЗ в целом, ведь разработка шла в той же голове, в которой рождались сюжеты фантастических романов.

Несмотря на то, что при обучении ТРИЗе учеников он давал задания писать алгоритмы создания сказок или детективов, повторюсь, алгоритмизация изобретательской методики Г. Альтшуллера не произошла.

То, что называют в ТРИЗ алгоритмами, далеко не алгоритмы. Особенно в ТРИЗ не любят науку логику, а алгоритм 100% должен соответствовать законам логики.

В сравнении с предыдущими подходами ТРИЗ превосходит их по многим параметрам, но остаётся такой же «катастрофически плохой технологией творчества».

Единственным путём создания Точной Науки Творчества может быть алгоритмизация.

Математика прошла этот путь. Все формальные науки — точные. А точной наука может быть только если в её основе алгоритмы.

Спросите любого тризовца от начинающего до мастера о том, что такое ТРИЗ, каждый ответит по-своему. А это говорит о том, что у ТРИЗ нет точного объекта изучения. Непонятно, с помощью ТРИЗ создают изобретения, развивают технические системы, решают проблемы или решают бизнес-задачи, а может развивают детей и их нравственность?

До сих пор тризовцы спорят, что такое идеальность. Открыть словарь не досуг? Или противоречия считают тризовским инструментом, хотя это логическое понятие, а с помощью АРИЗ разрешаются технические противоречия, то есть ошибки мышления инженеров.

Я 10 лет занимался изучением ТРИЗ, открыл, что есть Общий творческий алгоритм, по которому проходит каждый человек, создавая что-то своё в любой области. Пишет ли он книгу или решает изобретательскую задачу, неважно, каждый проходит одни и те же шаги.

Отсюда и появилась ТОТА, теория общего творческого алгоритма, которая имеет строгие правила точной науки. Всё творчество в ТОТА алгоритмизируется. То есть творчество строится на логических законах и правилах правильного мышления. Благодаря чему достигается 100% результат, который перед собой ставит творческий человек.

Как ТРИЗ не смогла убить предыдущие методы, а всего лишь усовершенствовала их и вобрала в себя, так и ТОТА не убивает ТРИЗ, а приводит в порядок то, что было задумано не только Г. Альтшуллером в самом начале его изобретательского путешествия, но и другими логизаторами творчества от Аристотеля до Лейбница, от Лейбница до Станиславского.

Крупнейшим достижением науки XX в. является теория алгоритмов. Без неё вы бы не читали эту статью на экране смартфона или ноутбука.

ТОТА работает над алгоритмизацией той части жизни, которую незаслуженно до сих пор считают сферой Морфеуса. Алгоритмы повсюду, надо только проснуться и увидеть их.

Необходимо взять полезное, что наработано в ТРИЗ — более-менее алгоритмизированные методы, а остальное оставить тем, кто не может перестраиваться на новое, прогрессивное, ведь до сих пор есть люди, кто изобретает методом проб и ошибок... Есть даже те, кто умудряется изобретать с помощью методов Де Боно! Так и ТРИЗовцы пусть тоже будут.

Направленный поиск ТРИЗ уступает алгоритмическому поиску ТОТА тем, что суть алгоритма — точность.

1 – перебор вариантов методом проб и ошибок;
2 – увеличение хаотичности перебора вариантов (мозговой штурм, метод фокальных объектов, синектика и т п.);
3 – систематизация перебора вариантов (морфологический анализ, контрольные вопросы, функциональный анализ и т п.);
4 – направленный поиск решений (ТРИЗ).
5 — алгоритмическое творчество (ТОТА).

Идея ТОТА (Теория Общего Творческого Алгоритма) проста: надо использовать знания об алгоритмах в творчестве для получения точных и быстрых результатов.

Приглашаю в клуб ТОТА для участия в совместных разработках творческих алгоритмов. Совместное творчество не только полезно, но и интересно.

Творчество — точная наука, если она прошла алгоритмизацию!

А. Ю. Щинников, 06.12.2022