Со 2 по 4 декабря в киноцентре «Премьер» проходил краевой кинофестиваль молодых кинематографистов и видеолюбителей «Радуга Прикамья – 2022». «Субтитры» посмотрели блок документального кино до 40 минут.
Текст и фото: Елена Воробьева
Кинофестиваль “Радуга Прикамья” проводится ежегодно уже 15 лет. Учредителями выступают Министерство культуры Пермского края, ГКБУК «Пермская синематека», Пермское отделение Союза кинематографистов России, киностудия «Новый курс». Членами жюри фестиваля в этом году стали оператор Наталья Макарова, монтажер Сергей Иванов и режиссер, сценарист, организатор питчингов Наталья Егорова.
Для представления участников, ответов на вопросы зрителей и профессиональной беседы о кино была приглашена выпускница Пермского института культуры и ВГИКа Олеся Епишина, лауреат Международного фестиваля документального кино “Флаэртиана” и др.
Первым показанным аудитории документальным фильмом стала работа студентов Екатерины Драчевой, Георгия Павелкина и Елизаветы Сучениновой в жанре интервью, выполненная под руководством Павла Печенкина. За 38 минут авторы трогательно рассказали о судьбе села Усть-Гаревая в Добрянском районе через воспоминания, печали и надежды местных жителей. Село находится на берегу Камского водохранилища и на сегодняшний день в половодье его начинает смывать в Каму.
Фильм “Край” с первых кадров погрузил зал в состояние невыразимой тоски по прошлому и страха перед неясностью будущего.
Естественные ландшафты села, цветокоррекция фильма и колоритные герои создают атмосферу, которая прекрасно подойдет для описания многих сел и деревень в наше время. Большинство кадров - статичные, это как бы намекает нам на то, что деревня тоже замерла.
Наиболее яркие эмоции вызывает смена кадров нынешнего упадочного состояния Усть-Гаревой на кадры процветающего прошлого. Даже несмотря на то, что весь фильм цветной, старые черно-белые фотографии кажутся более яркими и живыми, чем сегодняшние кадры.
Интервью также идут в порядке «стало – было». Местные жители сетуют на то, как администрация сообщила о закрытии больницы, а затем рассказывают про работу местной больницы, какие в ней были хорошие специалисты и даже про использование современного на тот момент оборудования. Грустят из-за разбитого и разворованного здания кирпичного завода, которое раньше давало работу большей части населения Усть-Гаревой, и вспоминают, какие хорошие стройматериалы там производили. Бывшая сотрудница школы говорит о том, как ее уволили “по собственному желанию”, а житель села Владимир Юрганов с улыбкой на лице окунается в прошлое, вспоминая свою учительницу. Ее ругань и придирки теперь ему кажутся такими родными.
Суть фильма прекрасно объясняет фраза, сказанная одной из жительница села: “Если ты хочешь жить, то ты сможешь выжить”.
При всей трагичности рассказанной нам истории, авторы фильма не оставили у зрителей негативного осадка после просмотра. Во второй части фильма они показали, что надежда умирает последней и жители делают все возможное, чтобы сохранить свой родной дом.
Жителям Усть-Гаревой несмотря ни на что удалось сохранить у себя церковь - она стала центром жизни в селе. Настоятельница матушка Марфа, в прошлом профессиональная спортсменка, собрала вокруг себя всех жителей и стала проводником не только к Господу, но и в настоящую жизнь.
На последнем кадре каждый в зрительном зале вздохнул с облегчением и мысленно пожелал Усть-Гаревой процветания. После просмотра с задних рядов послышался женский голос, который попросил сделать в титрах запись о том, в какое время был снят фильм. Это была девушка из Усть-Гаревой, которая живет там уже год. Как оказалось, в селе уже сейчас все налаживается! Возможно даже благодаря фильму…
“Край” вызвал отклик в душе зрителей и после просмотра они начали активно задавать вопросы. На фестиваль приехала большая часть съемочной группы фильма, они заняли все последние ряды в кинозале. На вопросы с радостью вышла отвечать режиссер Екатерина Драчева, но ее команда добавляла какие-то важные детали о съемках.
В первую очередь самый активный зритель поинтересовался, какой была первоначальная цель съемок, почему выбрали Усть-Гаревую и как узнали о ней. По словам Екатерины Драчевой, руководитель мастерской Павел Печенкин рассказал своим студентам про матушку Марфу и предложил снять фильм о ее пути от чемпионки по бегу на лыжах к службе Богу. “Мы поехали и поняли, что помимо этой истории в селе есть еще очень много всего интересного, поспрашивали у местных, нам очень помогла главная активистка села Ирина”, - признается Екатерина.
Далее зрители задались вопросом, сколько времени было потрачено на съемки. Оказалось, что студенты проживали в Усть-Гаревой в течение месяца, но монтаж длился целый год и по-прежнему продолжается. В последний раз фильм монтировали прямо перед подачей заявки на кинофестиваль, чтобы попасть в конкурсную категорию “до 40 минут”.
“В Усть-Гаревой все не загнулось после закрытия завода. Люди там живут, радуются и очень любят свою родину”, - резюмирует Екатерина Драчева.
Следующим документальным фильмом конкурсной программы стала групповая работа “Отец” народного коллектива видеостудии “Кадриль” из города Лысьвы. Режиссером и оператором кинокартины выступил Артем Палкин.
Жанр “Отца” можно охарактеризовать как фильм-портрет: в центре сюжета находится пожилой скульптор, член Союза художников, почетный настоятель храма в честь Преподобного Макария Алтайского, а также почетный гражданин города Горно-Алтайска Павел Иванович Богомолов.
Характерными особенностями фильма стали размеренность, отсутствие резкой смены кадров и активных действий. Благодаря этому стало возможным погрузиться в жизнь этого человека, понять, как проходит его день, что он уже никуда не торопится, он пришел к тому, что ему было необходимо.
Один из зрителей справедливо заметил, что очень интересно сработало на общий сюжет название фильма - “Отец”. В начале, когда Павел Иванович не может дозвониться до сына и слышит лишь фразу “Неправильно набран номер”, зритель настроен на то, что это будет печальная история отца, который потерял связь со своим сыном. Однако затем зрителю открывают, что главный герой отец не только для своих детей, но и для прихожан своей церкви.