Миновал День Матери, и уже можно писать о других родственных нам женщинах. Например, о свекровях.
Вообще, отношения в паре свекровь/невестка редко бывают простыми. В каждом случае это, в той или иной степени, -- битва за превосходство. Борьба за мужчину. Самоутверждение. Да много чего, разного...
В кинематографе, в том числе и в российском, режиссёры часто обращаются к этой благодатной теме. У нее в любые времена найдутся заинтересованные зрительницы, ведь, что скрывать, многие из нас живут в ней, будучи сами -- либо снохой, либо свекровью. Я, например, счастливо пребываю в этих двух статусах одновременно...
Давайте же вспомним наши фильмы, в которых мама мужа показывается именно такой, какой пугает ею народная молва и где она соответствует самым дурным ожиданиям всех молодых женщин, собирающихся замуж.
И сразу хочу предупредить, что лишь одна из них была состоявшейся свекровью, две другие -- гипотетические... Мы рассматриваем, так сказать, типажи.
1. Евгения Ханаева в роли матери Родиона Рачкова в фильме "Москва слезам не верит" (1979)
Эта невероятная актриса ранее была уже замечена в образе злобной и самодурствующей свекрови в картине "По семейным обстоятельствам" (1977). Но там её Изольда Тихоновна, несмотря на несносный нрав, была все же забавна, уморительна, чудаковата...
Мать Родиона/Рудольфа Рачкова -- это уже совсем другой (несмотря на кажущееся её внешнее сходство с Изольдой Т.) персонаж, -- лживый, неискренний, злобный, опасный, кусающий исподтишка... Катерине (Вера Алентова), безусловно, повезло, что жизнь ее сложилась так как сложилась, и она не оказалась с этой женщиной на одной кухне.
2. Лидия Федосеева-Шукшина в роли матери Романа Лавочкина в фильме "Вам и не снилось" (1981)
Я уже писала о Вере Васильевне Лавочкиной и Кате (Татьяна Аксюта). Ссылку на тот пост оставлю внизу, желающие смогут ознакомиться...
Скажу лишь одно -- если Катя в дальнейшем всё же выйдет за Ромку, ей придётся несладко...
3. Любовь Соколова в роли Анны Прокофьевны Касаткиной, матери Николая (Валерий Золотухин) в фильме "Единственная..." (1976)
Кажется, это единственная (простите за невольный каламбур) отрицательная роль изо всей огроменной фильмографии актрисы. Любови Соколовой в "Единственной..." выпал непростой образ женщины, тихо -- в отличие от вышеперечисленных экземпляров -- ненавидящей свою невестку Танюшу (Елена Проклова).
Её Анна Прокофьевна не устраивала громких скандалов и не объявляла явных бойкотов, но по чуть-чуть капала на темечко своему сыну, нашептывала на ушко ему гадости про любимую жену и, в конечном итоге, добилась-таки своего...
В одной хорошей книге двое новобрачных обсуждают своих мам, и девушка, на вопрос своего юного мужа, боится ли она его грозной матери, отвечает: "Что бояться хлопающей двери? А вот когда по телу проползает змея..."
Так вот. Анна Прокофьевна относится как раз ко второй категории свекровей, тех, кто, подобно холодному, ненавязчиво, но пронзительно шипящему пресмыкающемуся, тихо рушат счастье своих детей.
Хотела было написать ещё про одну недобрую женщину -- Екатерину Тимофеевну Беднову в исполнении чудесной Нины Сазоновой ("Женщины", 1966). Но вовремя вспомнила, что она только в начале истории была злобной злюкой, но потом хороший душевный человек в ней всё-таки победил типичную свекровь и, кажется, всё закончилось благополучно.
Вот такая сегодня получилась подборка. Мы рассмотрели злых свекровей из советского кино, а в следующий раз я напишу про аналогичных персонажей из постсоветского; есть у меня несколько любопытных экземпляров.
Буду рада, если вы, в свою очередь, вспомните ещё подобных героинь, которых я по какой-то причине забыла включить в этот обзор.
Почему мать Романа Лавочкина так ненавидела Катю
Самые смешные и милые мамы нашего кинематографа
Сова надеется на ваши ❤️❤️❤️ и подписки, потому что эта птица старается находить для вас интересные факты и слова, чтобы написать о них. Спасибо, что дочитали до конца.