Изучая историю детективов, я наткнулась на информацию, что российский детектив насчитывает более 150 лет, появился он во второй половине XlX века. Тогда в газетах и журналах стали печатать криминальные хроники и очерки с судебных заседаний.
Первые российские детективы были написаны на основе реальных уголовных дел и представляли собой всего лишь подборку полицейских документов, изложенных в хронологическом порядке. Но спрос на них был огромный, так как в отличие от западного детектива, наши были дешевы и очень просты.
Они породили интерес к лицам, совершившим преступления, более того этих людей начали романтизировать, им начали симпатизировать, благодаря чему открытые судебные заседания стали собирать огромное количество зрителей, готовых понаблюдать за поединком прокурора и адвоката.
По словам историка Сергея Цветкова, автора сайта "Забытые истории", на западе первыми классическими произведениями детективного жанра считаются рассказы американского писателя Эдгара По, написанные в 1840-х годах. Конечно, и до него были произведения, в которых прослеживалась детективная составляющая, но именно По создал детектив, каким мы знаем его и по сей день.
Большое влияние на развитие детективной литературы оказали, например, «Записки» основателя Сюрте (французской уголовной полиции) Эжена Видока, опубликованные в 1828 году. В 1830-1840-х годах Видок неоднократно подсказывал сюжеты для романов Бальзаку и другим писателям.
Ну, а обожаемая мною леди Агата Кристи, как я не устаю повторять, подняла детектив еще на более высокий уровень, чем кто-либо прежде.
Чем отличаются западный и российский детективы?
Как-то в "Литературной газете" в статье Натальи Прохоровой довелось мне прочесть о разнице российских и западных детективов. И хотя я совсем не люблю такого рода привопоставления, тут выдвигается довольно любопытное мнение, что в наших криминальных произведениях нередко говорится о душе, о душевных страданиях человека и эта тема проходит в книгах красной нитью. Разумеется, на ум приходит ярчайший пример - "Преступление и наказание" Федора Михайловича Достоевского. Но и современные наши авторы каким-то неуловимым фоном ставят моральные вопросы, всегда приводящие к родионовскому: "тварь ли я дрожащая или право имею?"
Западные же детективы рассказывают все по правилам: преступление, герой-сыщик, расследование, разоблачение. Английские детективы еще строже: в них события происходят в ограниченном пространстве, круг подозреваемых ограничен, и расследование ведется, не выходя из-за стола.
Пожалуй, это мнение интересное. Но я вспоминаю любимого Эркюля Пуаро в "Восточном экспрессе" и в "Последнем деле Пуаро", где сыщику приходится принимать тяжелейшие моральные решения, которые, как он считает, приводят его к греху и вредят его душе.
Первый в мире детектив
Но если покопаться, то корни детектива уходят еще дальше, глубоко в древность. Первой криминальной историей стала египетская сказка о Правде и Кривде, написанная на свитке папируса. Дата изготовления свитка - тысяча лет до н.э., а сколько лет самой сказке, никто не знает. В сказке Правда и Кривда названы родными братьями. Старший Правда был красив и статен. Младший Кривда - уродлив и завистлив. Замыслил Кривда погубить брата. Отдал хранителю утвари Правды кинжал на сохранение на время своего отсутствия. На свою беду хранитель утвари Правды решил почистить тот кинжал и уронил в пруд. Сколько его искали не нашли.
Когда Кривда вернулся, то разгневался и отверг кинжалы, которые Правда хотел ему вручить взамен утерянного. Поспешил он отвести брата на суд богов, к Эннеаде - пантеону Гелиополя, где расхваливал свой кинжал и говорил, какой он огромный. Потребовал он, чтобы Правду ослепили на оба глаза и оправили на услужение Кривде, что и сделали боги Эннеады.
Сын Правды решил отомстить за отца и отдал хранителю утвари Кривды огромного быка. Увидевший быка на пастбище Кривда захотел его съесть и велел отдать владельцу другого быка взамен этого. Вернувшийся сын Правды отказался от предлагаемого быка, повел дядю на тот же суд Эннеады. Ему не поверили, когда он описал размеры животного. Но тот напомнил о том, как судили отца и потребовал, чтобы Кривду ослепили на оба глаза, что и сделали боги Эннеады. Так отомстил он за за отца своего, Правду.
Какова мораль?
Как и все детективы, этот жутковатый. Несмотря на мою любовь к этому жанру, в нем всегда есть смерть, нарушение закона, причинение боли и вреда другому человеку.
И свои моральные вопросы, например, как любовь и наслаждение чтением детективов с кучей смертей и боязнь причинить вред другому человеку (пусть даже это персонаж книги или фильма) могут соседствовать в одном человеке без вреда душе - я еще не решила.
Меня всегда волнуют эти вопросы. Они заставляют меня копаться в себе, в чужих посылах и действиях.
Думаю, людьми всегда движет страх и любопытство. И чтение криминальной хроники зачастую дает человеку некий адреналин, ощущение погружения в опасный мир преступников и преступлений, при этом сам читатель находится в безопасности и тепле. В конце концов, читатель может захлопнуть книгу и сказать: "Слава Богу, это произошло не со мной. Как я далек от этого". И в этом, пожалуй, вся прелесть детективных историй.