Введение
Приближается великий праздник – День Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
Большой вклад в победу советского народа над фашистской Германией внесли Военно-воздушные силы, основу которых составляла фронтовая авиация. Вместе с другими родами войск фронтовая авиация наносила сокрушительные удары по живой силе и технике противника. В ожесточенных воздушных боях и сражениях наши летчики громили хваленую немецко-фашистскую авиацию.
Меня заинтересовала тема «Авиация второй мировой войны». Я хотел подробнее узнать о советских конструкторах – создателях истребителей.
Цель: изучить материал о ведущих конструкторах советских истребителей, познакомиться с марками самолётов, созданных ими.
Задачи: - изучить материал о ведущих советских конструкторах: А.И. Микояне М.И. Гуревиче, С.А. Лавочкине, В.П. Горбунове, М.И. Гудкове, А.С. Яковлеве;
- познакомиться с марками истребителей, созданными в годы Великой Отечественной войны.
Объектом исследования является деятельность советских авиаконструкторов в годы Великой Отечественной войны.
Предметом исследования является изучение истребителей, созданных советскими конструкторами.
Источниками исследования являются имеющаяся литература, публикации в сети Интернет по теме «Ведущие истребители второй мировой войны».
Метод исследования: анализ документов, фотографий, воспоминаний советских авиаконструкторов.
На рассвете 22 июня 1941 г. фашистская Германия вероломно напала на СССР. Создав на направлении ударов подавляющее превосходство, агрессор прорвал оборону советских войск, захватил стратегическую инициативу и господство на земле и в воздухе. Так началась Великая Отечественная война. Для нападения на СССР Гитлер приготовил около 2600 боевых самолетов: 950 бомбардировщиков, 1025 одномоторных и 90 двухмоторных истребителей. Италия прислала 100 самолетов, а Румыния 170. Финляндия – 250 истребителей.
Messerschmitt Bf.109
Фактически целое семейство немецких боевых машин, общее количество которых (33 984 штук) делает 109-й одним из самых массовых самолетов Второй мировой. Использовался в качестве истребителя, истребителя-бомбардировщика, истребителя-перехватчика, самолета-разведчика. Именно в качестве истребителя «мессер» заслужил у советских пилотов печальную славу — на начальном этапе войны советские истребители, такие, например, как И-16 и ЛаГГ, явно уступали в техническом отношении Bf.109 и несли тяжелые потери. Лишь появление более совершенных самолетов, например Як-9, позволило нашим пилотам сражаться с «мессерами» почти на равных.
Heinkel-111
Вероятно, самый узнаваемый бомбардировщик люфтваффе был разработан в начале 1930-х годов под видом гражданского транспортного самолета (создавать ВВС Германии запрещал Версальский договор). На начало Второй мировой Heinkel-111 был самым массовым бомбардировщиком люфтваффе. Он стал одним из главных персонажей Битвы за Англию — она явилась результатом попытки Гитлера сломить волю к сопротивлению британцев путем массированных бомбовых налетов на города Туманного Альбиона (1940 год). Уже тогда стало понятно, что этот средний бомбардировщик морально устарел, ему не хватает скорости, маневренности и защищенности. Тем не менее самолет продолжали использовать и производить вплоть до 1944 года.
Junkers Ju 87 Stuka
Выпускавшийся в нескольких модификациях пикирующий бомбардировщик Ju 87 стал своего рода предтечей современного высокоточного оружия, так как метал бомбы не с большой высоты, а с крутого пикирования, что позволяло более точно нацелить боеприпас. Был очень эффективен в борьбе против танков.
Основную военную мощь ВВС СССР предвоенных лет составляли истребители «И-15», «И-16», «И-153», бомбардировщики «ТБ-3» и «СБ-4», которые терпели поражение от новейших немецких и японских машин.
Стране необходимы были истребители и бомбардировщики нового, более совершенного типа, поэтому СССР включился в новый виток наращивания военной мощи. За короткий срок советскими авиаконструкторами были созданы новые образцы военной техники. Основными КБ, работавшими над созданием истребителей, были:
· МиГ – А.И. Микоян и М.И. Гуревич.
· ЛаГГ – С.А. Лавочкин, В.П. Горбунов и М.И. Гудков.
· Ла – С.А. Лавочкин.
· Як – А.С. Яковлев.
И-16
Старичок И-16 к началу Великой Отечественной войны состоял на вооружении советской авиации в качестве основного истребителя. Деревянный каркас, фанерная обшивка, слабое вооружение... Этой крылатой машине тяжело было противостоять новейшим немецким «Мессершмиттам» и «Фокке-Вульфам», но именно И-16 известен как истребитель, на котором совершил свой великий подвиг советский летчик Иван Иванов.
Як-1
Советскому воздушному флоту остро был необходим новый, быстрый и манёвренный истребитель, способный противостоять грозным немецким крылатым машинам. Таким самолетом стал первый истребитель КБ Яковлева Як-1. Существует легенда, что заказал этот самолет у генерального конструктора А. С. Яковлева лично И. В. Сталин. Тяжести первого периода войны выпали именно на судьбу этой модели: истребитель получился многообещающим, но не без недостатков. Мастерство советских летчиков позволяло советским ВВС соперничать с Люфтваффе, однако до победы было ещё далеко.
Самолет Як-9 стал самым массовым истребителем СССР, а его выдающиеся летные характеристики, огневую мощь и маневренность выделяли даже асы Люфтваффе. Летчики французского истребительного авиаполка «Нормандия-Неман» тоже любили Яки: начинали французские асы ещё на первых Як-1, но Як-9 по-настоящему запал им в души.
Ла-5 Легендарный «Лавочкин» стал настоящей рабочей лошадкой советской авиации: именно этот самолет пользовался наибольшей популярностью среди советских асов — самых результативных пилотов отечественной авиации. На Ла-5 сражались Иван Кожедуб, Николай Гулаев, Кирилл Евстигнеев — список можно продолжать очень долго! На этом самолете летал знаменитый Алексей Маресьев — пилот, из-за ранения лишившийся обеих ног, но оставшийся на службе.
Истребители МиГ-1 (И-61, И-200), МиГ-3
Истребитель МиГ-1 появился в 1939 году. Тогда же, в октябре, он совершил первый полет. Доработка самолета была связана, прежде всего, с улучшением его летно-тактических данных. Значительно изменилась дальность полета (с 730 до 1250 км), увеличилась мощность вооружения и др. Вместе с тем возросла стартовая масса истребителя: с 3100 кг (МиГ-1) до 3718 кг (МиГ-3, серия 1940 г.) и 3350 кг (МиГ-3, серия 1941 г.). Самолет стал тяжелее, что отразилось на его боевых возможностях.
Истребитель ЛаГГ-3
Один из основных советских истребителей начального периода Великой Отечественной войны. Он в числе других истребителей Як, МиГ являлся тем, о которых говорили и писали - "новый".
Самолет ЛаГГ-3 был создан в 1939 году имел обозначение ЛаГГ-1. Он был выпущен серией в 100 экземпляров. Первый полет самолета состоялся 23 марта 1940 года. В строевых частях ЛаГГ-3 появился в начале 1941-го. В марте первым начал переучиваться на новую технику 24-й истребительный авиационный полк. Единственным конкурентом ЛаГГ-3 в начале войны был истребитель Як-1
Советские конструкторы.
Артем Иванович Микоян (1905—1970) — советский авиаконструктор, академик АН СССР (1968), генерал-полковник инженерно-технической службы, дважды Герой Социалистического Труда с 1956 и 1957 гг.). Под руководством А.И. Микояна (совместно с М.И. Гуревичем) созданы истребители «МиГ-1», «МиГ-3», сверхзвуковые истребители («МиГ-19» — первый отечественный, «МиГ-21» — с треугольным крылом, «МиГ-23» — перехватчик). На самолетах, разработанных под руководством Микояна, установлено 55 мировых рекордов.
Советский истребитель «МиГ-3». На нем в годы Великой Отечественной войны трижды Герой Советского Союза А. И. Покрышкин уничтожил десять самолетов противника.
Надежность узлов и механизмов, установленных на истребителе «МиГ-3», позволяли эксплуатировать его как в летнее, так и в зимнее время.
К началу войны он стал самым многочисленным и самым скоростным истребителем нового поколения в советских ВВС. В руках инициативных и тактически грамотных летчиков «МиГ-3» показал себя весьма сильной боевой машиной, так, например, трижды Герой Советского Союза А.И. Покрышкин, управляя этим самолетом, сбил десять вражеских самолетов, в том числе 5 истребителей «Messerschmitt Bf.109».
Истребители Яковлева.
Другой перспективной моделью истребителя накануне Великой Отечественной войны правительственная комиссия СССР признала истребитель «Як-1» («И-26»), созданный под руководством А.С. Яковлева в 1940 г
Александр Сергеевич Яковлев (1906—1989) — советский
авиаконструктор, академик АН СССР (1976), генерал-полковник авиации, дважды Герой Социалистического Труда (7940 и 1957 гг.). Под руководством А.С. Яковлева созданы многие типы самолетов: поршневые («Як-1», «Як-3» и др.) и реактивные («Як-15», «Як-28» и др.) истребители, реактивные пассажирские «Як-40», «Як-42», спортивные, учебно-тренировочные «Як-18», «Як-50».
Созданный под руководством А.С. Яковлева истребитель «И-26» обладал малым весом, хорошей устойчивостью в полете и простотой в управлении, а его конструкция оказалась хорошо приспособленной к массовому производству, благодаря этому он практически сразу был принят на вооружение под именем «Як-1».
Особенностью этого самолета был малый вес, хорошая устойчивость и простота в управлении.
В первые годы Великой Отечественной войны этот самолет стал одной из основных моделей новых советских истребителей. В бою «Як-1» имел превосходство в скорости и во всех видах маневра даже по сравнению с основным истребителем Германии «Bf.109».истребитель «Як-1» состоял на вооружении советских ВВС до конца войны.
Положение, сложившееся в первые годы на фронтах Великой Отечественной войны, постоянно требовало от конструкторов новых, более совершенных вариантов боевой техники. Так, например, в конструкторском бюро А.С. Яковлева вслед за «Як-1» появились «Як-3», «Як-7» и, наконец, «Як-9». Первое боевое крещение этот истребитель получил в небе Сталинграда осенью 1942 г.
Во время создания «Як-1» конструкторы, взяв его за основу, разработали двухместный учебно-тренировочный истребитель «УТИ-26». Он вышел на испытания велел за «Як-1» и вскоре был принят к серийному производству под маркой «Як-7УТИ». Это был единственный двухместный истребитель нового поколения, который во время войны сыграл исключительную роль в подготовке летного состава.
Истребители ЛаГГ.
В марте 1940 г., вскоре после машины А.С. Яковлева «Як-1» («И-26»), пилоты-испытатели приступили к «облету» еще одного истребителя «И-301». Этот самолет разрабатывался под руководством советских конструкторов: С.А. Лавочкина, В.П. Горбунова и М.И. Гудкова.
Отличительной особенностью конструкции «И-301» было широкое применение такого нового материала, как дельтадревесина — пластифицированная древесина, обладающая большей прочностью. Металл в конструкции самолета использовался только там, где без него нельзя было обойтись. Следует признать, что такой оригинальный подход к проектированию истребителя был вынужденным — металлургические заводы СССР не справлялись с резко возросшими в предвоенные годы потребностями самолетостроения.
В 1943 г. под руководством В.П. Горбунова были проведены работы по повышению боеспособности «ЛаГГ-3». На истребитель установили более мощный мотор, облегчили конструкцию, сняли часть вооружения, уменьшили запас топлива и улучшили аэродинамику. В результате по основным летным данным «ЛаГГ-3» практически сравнялся с «Як-1»Всего за время серийного производства было выпущено около 6500 экземпляров этого самолета.
Первые серийные самолеты «И-301», получившие марку «ЛаГГ-3», начали сходить с конвейера в 1941 г. Так же, как «Як-1» и «МиГ-3», этот истребитель в первый период Великой Отечественной войны стал одним из основных самолетов советских ВВС.
Семен Алексеевич Лавочкин (1900—1960) — авиаконструктор СССР, член-корреспондент АН СССР (1958 г.), генерал-майор инженерно-авиационной службы, дважды Герой Социалистического Труда (1943 и 1956 гг.). Под руководством С.А. Лавочкина созданы истребители «ЛаГГ-3», «Ла-5», «Ла-7», ряд реактивных самолетов.
Состав вооружения «ЛаГГ-3» в процессе серийного выпуска постоянно менялся. На наиболее массовом варианте истребителя оно состояло из
пушки и трех синхронных пулеметов. Кроме того, под его крылом можно было разместить 6—8 реактивных снарядов. Неоднократно участвуя в воздушных боях «ЛаГГ-3» особенно успешно действовал против бомбардировщиков противника, где его превосходство в летных данных и мощь вооружения имели решающее значение. Неплохо справлялся он и с выполнением штурмовых задач. Однако при встрече с истребителями противника проявились недостатки самолета, обусловленные слишком большим весом. По основным показателям он уступал «Messerschmitt Bf-109».
Истребитель «ЛаГГ-3». Кроме стандартного вооружения (пулеметы, авиационная пушка) конструкция этого самолета позволяла разместить под крылом несколько пар реактивных установок.
Советские асы во время Великой Отечественной войны
Иван Кожедуб
Трижды герой Советского Союза, имеет в послужном списке 64 победы. Летал на самолетах Ла-5, Ла-5ФН, Ла-7, Ил-2, МиГ-3. Первый воздушный бой Кожедуб провел на Ла-5
Николай Гулаев
Дважды герой Советского Союза. Лично сбил 57 вражеских самолетов и четыре воздушных судна в группе. Летал на самолетах Як-1, Ил-2, Ла-5, Ла-7, P-39, "Аэрокобре".
Александр Покрышкин
Трижды герой Советского Союза, сбивший лично 59 вражеских самолетов и шесть воздушных судов - в группе. Летал на МиГ-3, Як-1, P-39, "Аэрокобре".
Гений летного дела получил боевое крещение в первые дни войны.
Виталий Попков
Дважды герой Советского Союза, сбил лично 47 самолетов противника и 13 - в группе. Бои проводил на ЛаГГ-3
Заключение
Годы Великой Отечественной войны были для нашей Родины годами тяжких испытаний и временем беспримерного героизма народа. Нет сомнений в том, что главную роль в победе сыграл советский народ. В этом подвиге, равного которому ещё не знала история, слились воедино и высокое мастерство военноначальников, и величайшее мужество воинов, партизан, участников подполья, и самоотверженность тружеников тыла.
Память о героях войны, о тех, кто не вернулся с полей сражения, мы сохраним и передадим своим детям и внукам.