Здесь, здесь и здесь мы начали разговор о книге Екатерины Максимовой "Мадам "Нет". Книга очень интересная, советую её прочитать.
Максимова много пишет о коллегах, об учителях, о людях, которых она встречала на своём пути.
Но читателю интересно узнать и о буднях артистов балета.
Я давно поняла, что человек, который решил стать артистом балета, должен быть фанатиком, преданным своему делу и ко всему готовым, должен безумно, самозабвенно любить его.
Балерина пишет о привычной каждодневной боли :(
Когда намнёшь ноги,танцевать ужасно больно, словно лезвия бритвы касаешься - в этом смысле все мы, балерины, немножко андерсеновские Русалочки. Да ещё у большинства танцовщиц первый и второй пальцы ног одинаковой длины, поэтому танцевать удобно. А у меня второй палец короче, и приходится на него наматывать специальную обмотку.
Максимову даже в училище брать не хотели из-за этого пальца. Обмотка мало помогала - она сразу стиралась :(
Вдобавок к этому у Максимовой была костная мозоль между пальцами - профессиональная деформация. Когда пальцы сжимались в балетной туфельке, возникала дикая боль :(
Помню, как однажды на гастролях в Париже мне предстояло станцевать пятнадцать "Анют" подряд, а там же всё на пальцах! Тогда до театра я буквально в лаптях ходила. Перед спектаклем выпивала что-то обезболивающее, мазала пальцы антиожоговой мазью (она мне помогает) и танцевала.
Это ещё что! Максимова пишет о травмах, об испорченном балетными перегрузками желудке, о проблемах с печенью и почками, об отравлениях... Пишет о спектаклях, которые приходилось танцевать с высокой температурой.
Когда медики проводили в театре какие-то исследования, и делали измерение давления и пульса у Асафа Мессерера после двух актов спектакля, вывод был один: его надо было немедленно госпитализировать! С таким давлением и пульсом человек просто не может жить! Мессерер пожал плечами, и пошёл танцевать третий акт.
Балет - это вообще диагноз!