Мне сложно уживаться в мире современного искусства.
Почему? Потому что с начала 20 века (а точнее с середины 19) искусство во всем мире приобрело своего рода «новостную» стратегию. Искусство стало зеркалом реальности, причём порой очень кривым. Соответственно, чем безобразней становилась действительность, тем омерзительней изображения мы видим на полотнах. С появлением лсд и других синтетических наркотиков, эта мерзость ещё и приобрела яркие краски, при том не перестав быть мерзостью.
20 век пошатнул мир, но в нем не было столько информации, не было интернета и поэтому Дмитрий Врубель брал за основу своей «смертной любви» одну единственную фотографию страстного поцелуя Брежнева и Хонеккера из газеты.
Произойди все это сейчас, ракурсов было бы намного больше, лгбт сообщество создало бы новое движение и организовало митинг, а в интернете только ленивый бы не сделал на это фото «мем». И вот вопрос - случись этот поцелуй сейчас, в декабре 22го года и нарисуй это кто-то на стене-стал бы художник известен на весь мир? Нет. Конечно нет.
Чтобы современному художнику стать известным на весь мир, он должен сделать что-то «особенное». Например вот так.
Это «Лола».
Я бы сказала тут «вот и сказке конец», но это не реклама ни г-на («господина», не «говна») Костелло ни галереи Georges Berges (ой, случайно вырвалось).
Я воздержусь от шок-подборки самых нашумевших шедевров современного искусства, любопытным-бегом в Гараж, как возобновят работу. Если каким-то чудом вас минует инсталляция гроба, в котором можно полежать, ну или жирного голого мужчины в розовых стрингах, значит Роману Аркадьевичу кто-то настучал.
Искусство отражает действительность. Это навязанное ему прямое назначение сразу вслед за пошатнувшейся в 20 веке религией. Многие критики и искусствоведы даже называют современное искусство новой религией! Смотришь на видеоарт Билла Виолы в Соборе Святого Павла и хоть все твоё нутро кричит «как-то не по христиански это все!», люди то вокруг молчат, в очереди стоят прикоснуться к «святому». И ты думаешь, «ну что ж я один, дебил такой?!» и тоже идёшь касаться. И они так тоже думают. Просто не хотят показаться дебилами. Поэтому «все побежали, и я побежал».
Но и это не конец, ибо армию современных лсдшных художников, отображающих навязанные информационные сводки, пополнил мощный тыл. «Арт-элита» выпускников коммерческих школ современного искусства. Это молодые кураторы, галеристы и все те, кто купил курс у тех, кто купил курс по современному искусству. Это очень интересное войско, ибо они на всякий случай берутся за всякое дерьмо, потому что их знания берут свои истоки с 20 века. Зато довольно строго и очень «экспертно» отметают живопись, как медиа-пережиток «Фу, фу, фу. Это уже не носят!»
Отчасти, есть доля истины в том, что в современных биеналле, триеналле и компании (в России!) очень мало картин. Инсталляции, видеоарт, NFT. Последнее, кстати, не стесняйтесь. По факту в нашей стране мало кто знает, что это такое. Поэтому можно смело идти к молодому галеристу, давать ему флешку и говорить там NFT. И не важно, что на ней. От обработанной 3D инсталляции до «ничего». Даже если вы случайно отдадите свою ЭЦП, скорее всего ее возьмут, а через пару недель это станет концептуальным проектом «социальная сеть налогоплательщика» с манифестом листов на 5.
Грустно? Да, но нет. И вот почему.
Живопись-единственный вид искусства, «переживший мамонтов». Все, что ее не убило (а покушений было много), сделало ее сильнее. Почти 8 миллиардов человек - население земного шара - живут почти в 1,5 миллиардах домов. И в каждом из этих полутора миллиардов есть хотя бы одна стена с хотя бы одной картиной. Будь то портрет, абстракция, граффити или детский рисунок, но есть. На эти полтора миллиарда потенциальных клиентов приходится всего сотня миллионов художников. А значит, на каждого художника приходится примерно по 1500 клиентов. Ну ок, по 1000. И мало кто вешает на стену видеоарт ну или ставит инсталляцию. Хотя, у тех, кто так делает, определённо есть много места для картин.
Картина в доме - удовлетворение эстетической потребности человека. Именно эстетика-главный мотив 99,9% потребителей на рынке искусств. И заканчиваю я свою «веселую математику» следующим выводом из этих скучных цифр.
Потребителей истинного искусства с аукционов Sothbies-единицы, потребителей хороших работ, которые рассматривают современное искусство, как инвестицию, чуть больше. Много потребителей Лолы. На всякий случай, потому что ее «сегодня» нельзя не потреблять, да и говорить иносказательно о Лоле нельзя. Позавчера надо было любить усатых мужчин или голубоглазых людей (смотря откуда ты родом), вчера я раздумывала над тэгами к картине с негритянкой (ведь, какая она афроАМЕРИКАНКА, если она в Африке..).
А сегодня мы должны любить Лолу. Свобода слова, мнения, демократия, все дела.. Ждём, что будет «завтра».
Вполне вероятно, что как и любой мыльный пузырь, судьба современных тенденций недолговечна. Поэтому я искренне желаю этому «пузырю» расти как можно больше и скорее. Потому что когда нас прилетят захватывать другие цивилизации, они тоже ни черта не поймут из современного искусства.
Вернусь к теме-красота спасёт мир. Любой. Потому что это неотъемлемая потребность человека. Живопись переживет все и всех. И эти рассуждения не моего 35летнего жизненного опыта, а 2500 лет с момента создания первой картины в мире. Не инсталляции из мусора, не фотографии писсуара, даже не розочек и не случайно разлитой краски по разрезанному холсту. Живопись, которую создают и по сей день. Красивую, идейную, вдохновляющую, ту, что и по-правде вселяет веру в людей.