Судьба этой подводной лодки оказалась трагической. Несмотря на обилие версий и долгое расследование, до сих пор не установлены обстоятельства ее исчезновения.
Эта "Щ-117" появилась на Тихоокеанском флоте в 1934 году первоначально под именем "Макрель". Когда имена собственные у лодок отменили, она осталась просто под номером. Путь корабля был славным, именно на нем в 1936 году отрабатывались предельные возможности подлодок и экипажа. Страна усиленно готовилась к войне, необходимо было определить максимальное время погружения. Тогда вместо положенных 20 суток экипаж продержался под водой в 2 раза дольше, установив рекорд по выживаемости и сохранению боеспособности в экстремальных условиях.
Команда "С-117" успешно осваивала и подледное плавание, "подныривание" под лед. Но участвовать в сражениях ей не пришлось. В августе 1945 года во время войны с Японией у этой лодки был единственный боевой выход. К декабрю 1952 года она представляла собой заслуженный, но надёжный корабль, которому удалось сохранить высокий боевой и технический уровень.
За этот год "С-117" совершила 200 погружений, 72 дня провела в море. Ее командиром был капитан 2 ранга В. Красников, боевой офицер, сражавшийся с фашистами на Черном море. К декабрьским учениям лодку отремонтировали. Однако у Красникова имелись возражения против ее выхода в море, он считал, что субмарина не совсем готова к походу. Высшее командование к его мнению не прислушалось.
90-я бригада подлодок участвовала в учениях в Охотском море. "С-117" выполняла роль разведчика и покинула Советскую Гавань раньше всех, ещё 14 декабря. В ночь на 15 декабря она вышла на связь в первый и единственный раз. Радист сообщил о поломке - вышел из строя второй дизель, его удалось запустить. Отсутствие связи с субмариной не слишком беспокоило командование, занятое выполнением боевых задач. Тем более, что подводным лодкам был дан приказ не обнаруживать своё местоположение.
Молчание затягивалось, попытки связаться с лодкой оказались тщетными. Учение пришлось прервать, спасательные суда, тральщики, пограничники, солдаты отправились на поиски "С-117". За две недели никаких следов субмарины отыскать так и не удалось, исчезновение было необъяснимым. 52 моряка не вернулись домой, среди них было 12 офицеров.
Выдвигалось несколько версий исчезновения подлодки:
· подрыв на якорной мине, обнаруженной незадолго до этого в районе Холмска;
· столкновение с теплоходом "Горнозаводск", курсировавшим в данном регионе;
· человеческий фактор;
· техническая неисправность;
· "увод" американцами или японцами;
· предательство экипажа, самовольный уход в Америку.
Все эти версии тщательно проверялись, и ни одна из них не подтвердилась. Никаких обломков, следов топлива от лодки, звуков от взрыва мины не было. Опрос экипажа "Горнозаводска", детальное обследование судна не подтвердили столкновения. Лодка только что вышла из ремонта, а ее экипаж был хорошо обученным и мог справиться с возникшими неполадками. Несмотря на сложные отношения с американцами и японцами, присутствия их судов в Охотском море в тот период не наблюдалось. Обвинения в предательстве отмели почти сразу - экипаж и командир отличались высокими моральными качествами, были настоящими патриотами.
Командующего 7 Военно-Морским флотом вице-адмирала Холостякова вызывали в Москву. Учитывая ситуацию, Иосиф Сталин отнёсся к нему лояльно. Командующий получил строгий выговор, а командир и замполит 90-й бригады подлодок лишились должностей.
аинственное исчезновение "С-117" принесло немало горя в семьи моряков. Возможно, их родные когда-нибудь узнают правду - когда новейшие приборы гидроакустического слежения помогут отыскать следы пропавшей лодки или убедят в её отсутствии на дне океана.