Есть люди, которых судьба не устает проверять на прочность все новыми и новыми испытаниями. Преодолевать их под силу немногим, но 19-летняя Надежда Мицевич, как она сама про себя говорит, — боец по жизни. У девушки 1-я группа инвалидности: ее ноги сильно деформированы, не развиваются. Их заменило инвалидное кресло, пользоваться которым Надю учили чужие люди: мама принимать участие в жизни дочери отказалась… И все-таки я не видела более жизнелюбивого человека, чем Надежда. Она искренне называет себя счастливой и научилась радоваться тому, что у нее есть.
А есть у Надежды не так уж и мало: друзья, которые за нее переживают, поддерживают. Учителя, которые научили петь, танцевать, вышивать, а еще — быть самостоятельной и ни от кого не зависеть. А недавно у девушки появились личные тренеры: она всерьез занялась плаванием и лыжными гонками. Нам стало интересно: как человек, который с детства прикован к инвалидному креслу, бегает по снегу? Напросились на тренировку …
Безбарьерная среда на высшем уровне
Начало второго. Надя только-только вернулась с занятий. Уже три месяца, как она — студентка 1-го курса Белорусского государственного университета физической культуры. Девушка поселилась в университетской общаге. Комната хоть и небольшая, зато все, что нужно для жизни, есть. Разве что стены немного скучноваты. Не хватает милых семейных фотографий в причудливых рамочках, открыток-поздравлений с днем рождения…
— Семейных фотографий нет, с мамой я провела только первые три года своей жизни. Потом ее лишили родительских прав, меня отправили в детский дом, — Надежда говорит об этом спокойно, без эмоций. — Смутно помню то время: знаю, что был еще старший братик, которого оставили в семье. Он родился здоровым, а мне вот не повезло…
Оптимизм, целеустремленность, жизнелюбие сглаживают физический недостаток Нади. Когда общаешься с ней, ловишь себя на мысли, что она обычный человек: любит попсу, порой может побаловать себя пиццей, свободное время проводит в соцсетях.
В шесть лет девочку перевели из столичного дома-интерната в Ивенецкий дом-интернат для детей-инвалидов с особенностями физического развития. 11 лет, проведенных в его стенах, Надя называет самыми счастливыми в своей жизни.
— Многие думают, что, если это интернат для детей, у которых нет ног или рук, которые плохо слышат, — значит, они ни на что не способны. На самом деле жизнь в Ивенце была очень насыщенной. Утром уроки, вечером кружки, занятия по интересам. Мы пели, рисовали, вышивали, играли в театре. Я научилась танцевать вальс, а последние три года перед выпуском была ведущей на всех наших мероприятиях, — взахлеб рассказывает девушка. — Это было классно, в стенах интерната мы чувствовали себя обычными детьми. Никаких преград, препятствий: безбарьерная среда там на высшем уровне!
Нигде не пропадет
Надя извиняется и просит дать ей минут 30, чтобы пообедать перед тренировкой. Не успели мы оглянуться, как она уже съездила на кухню, где разогрела суп и котлеты. В небольшую тарелочку наложила салат: говорит, еще с вечера нарезала все ингредиенты, чтобы сегодня не тратить время на готовку.
— Варить супы и каши тоже научили в Ивенецком интернате, — хвалится Надя. — Борщ, щи или молочный суп могу приготовить с закрытыми глазами. Хорошо получаются котлеты, салаты разные знаю. Всему этому должна учить мама… Но для нас мамами стали учителя и воспитатели дома-интерната. Иногда жалели нас, порой были строгими, но всегда справедливыми. Они понимали, что рано или поздно мы покинем интернат и начнется взрослая жизнь, к которой нужно быть готовыми. Зато теперь я могу сказать точно, что нигде не пропаду! Умею и стирать, и гладить, и делать уборку, и готовить…
— А краситься в интернате научили? — с улыбкой спрашиваю у Нади. — Для девушки тоже очень нужный навык.
— Если надо, сделаю макияж и прическу. Но я больше за естественную красоту. Тем более, когда бежишь 10 км на лыжах и пот течет ручьем. Тут ни одна косметика не справится, — смеется Надежда.
Сейчас Надя готовится к открытому Кубку Беларуси по лыжным гонкам и биатлону в категории ОДА. Соревнования пройдут в середине января. Если девушка хорошо выступит, ее возьмет под свою опеку клуб или федерация.
Кстати, увлечение спортом пришло спонтанно. Во время учебы в Ивенецком доме-интернате она играла в баскетбол, однажды даже ездила на соревнования в спортивном комплексе «Стайки». Но все это было на любительском уровне: скорее, из интереса. Тогда, уверяет Надя, она и не думала, что когда-нибудь придет в настоящий спорт.
— Впереди уже маячил 11-й класс, пора было определяться с выбором. Некоторые ребята возвращались домой к родителям. Но мне такой вариант не подходил: возвращаться было некуда… За 11 лет, что прожила в интернате, мама всего раз приехала меня навестить. Когда увидела ее, ничего не почувствовала: незнакомая женщина, и только. Потом, правда, я на два месяца уехала к ней на летние каникулы. Но с куда большей радостью вернулась осенью в Ивенец. В интернате было лучше…
Ухожу в спорт!
Первая группа инвалидности и общее состояние Нади не мешали ей поступить в колледж или университет. Правда, выбор разрешенных профессий был ограничен: вязальщица, библиотекарь, оператор ЭВМ, мастер по ремонту обуви. Только ни один из этих вариантов не совмещался с неуемной энергией девушки.
— Ну какой из меня оператор ЭВМ, если я с компьютерами в глубокой вражде? Вязальщица — слишком скучно, и где вы видели такие низкие полки в библиотеке, до которых мог бы достать колясочник? В общем, была на распутье…
Помог случай: вместе с другими воспитанниками дома-интерната Надя поехала на соревнования в Воложин, где познакомилась с Людмилой Волчек. Знаменитой паралимпийской чемпионке приглянулась активная, целеустремленная девушка, и она предложила Наде поехать на две недели в столичный спортивный центр, чтобы немного потренироваться: гребля, байдарки, плавание, лыжероллеры…
— Люда хотела, чтобы я попробовала все и потом уже определилась, какой спорт мне ближе. Я влюбилась в лыжероллеры! На них можно такую скорость развить, что не каждый бегун догонит, — с восхищением говорит Надя. — В общем, возвращалась в Ивенец с мыслью, что буду спортсменкой. Да, сложно, опасно, но перед глазами был такой замечательный пример — Люда Волчек, которая тоже прикована к креслу, но добилась успеха. Значит, и я смогу.
Дважды в неделю Надя занимается с тренером по плаванию. В этом виде спорта у нее тоже есть успехи, но пока о профессиональной карьере речи не идет, уверяет девушка.
Надя действительно ведь смогла. С первой попытки поступила в Белорусский государственный университет физической культуры, выбрав специальность «спортивный психолог». Хотела, правда, на «туризм и гостеприимство», но недобрала два балла. Поэтому пришлось идти на психолога — и помимо экзаменов, сдавать еще пять нормативов. Причем наравне с обычными абитуриентами. По всем нормативам Надя получила десятки.
— И вот теперь я студентка вуза, живу в общежитии, — будто напоминает Надежда. — Учеба пока дается легко. За три месяца успела освоиться на новом месте, привыкнуть к расписанию. А не так давно в моей жизни снова появилась Люда Волчек. Она нашла мне тренера, трижды в неделю мы ездим на лыжероллерную трассу. Небольшие санки, к которым меня привязывают ремнями, палки — и вперед, покорять километры! Сначала холодно, потом жарко, руки отекают, но какое удовольствие осознавать, что я не в четырех стенах, а на профессиональной трассе, бегаю наравне с другими спортсменами и даже ставлю свои маленькие рекорды!
Несущественные преграды
…Свидетелями одного Надиного рекорда стали и мы. Вместе с ней отправились на лыжероллерную трассу, что недалеко от университета. Несмотря на небольшой морозец, там уже бегало человек 15, судя по экипировке, профессиональных лыжников. Надя чувствовала себя среди них уверенно. Время от времени делала небольшие передышки, но не сходила с трассы. Не переставая работала руками, которые брали на себя двойную нагрузку. «Такие люди достойны только восхищения» — эта мысль не покидала меня все время, пока Надя преодолевала круг за кругом. Удивительно, но когда мы общались с ней в общежитии, она так и не рассказала о своей спортивной мечте. Остановилась на том, что просто хочет заниматься спортом и получать от этого удовольствие. Но когда на трассе преодолела 11 км и разгоряченная пришла, наконец, к финишу, разоткровенничалась:
— Хочу представлять Беларусь на Паралимпийских играх и завоевать золото! Стоять не пьедестале, держать над головой флаг и слушать Государственный гимн. И чтобы все друзья, мои учителя из Ивенецкого дома-интерната, директор Елена Петрашкевич меня увидели. И гордились мной! — едва сдерживая слезы, призналась Надя.
Что-то подсказывает, что своего эта мужественная девушка обязательно добьется. Ведь она боец по жизни. Преодолевать преграды ей не впервой, а тем более такие несущественные, как несколько километров дороги.
Текст: Галина Наркевич
Фото: Вячеслав Цуранов