Найти в Дзене

"Кино как вдохновение и немного о стиле": тема добра, любви и красоты в фильме "Знахарь" (1982г).

Добрый день, дорогие читатели.

Я возвращаюсь к рубрике " Кино как вдохновение и немного о стиле" и сегодня речь пойдет о фильме "Знахарь", в основу которого легло одноименное произведение польского писателя Тадеуша Доленга-Мостовича. В публикации традиционно мы затронем процесс создания кинофильма, сюжет и характеры героев и их образы.

Анна Дымна ( Марыся Вильчур) и Ежи Бинчицкий (Рафал Вильчур/Антоний Косиба) в фильме "Знахарь" (1982 г). Кадр из фильма.
Анна Дымна ( Марыся Вильчур) и Ежи Бинчицкий (Рафал Вильчур/Антоний Косиба) в фильме "Знахарь" (1982 г). Кадр из фильма.

Впервые роман "Знахарь" был экранизирован сразу же после издания, в 1937 году ( затем были отсняты еще две киноленты, продолжающие сюжет), однако, следующая экранизация, снятая Ежи Гофманом, получила гораздо большую популярность и любовь зрителей. Двухсерийный фильм признан одним из самых успешных польских фильмов прошедшего века.

Польский режиссер Ежи Гофман. Материал из сети.
Польский режиссер Ежи Гофман. Материал из сети.

Ежи Гофман известен в первую очередь масштабными экранизациями произведений Генрика Сенкевича, например, "Пан Володыёвский", "Потоп" и т.д. По воспоминаниям творческой элиты, решение режиссера взяться за мелодраматический сюжет о выдающемся враче, потерявшем память, многих удивило. Кроме того, время для съемок было выбрано далеко не самое спокойное. В Польше набирало силу движение "Солидарность", конфликтовавшее с властью.Страна находилась под управлением Военного совета национального спасения и генерала Войцеха Ярузельского. Противостояние привело к введению военного положения. В подобных условиях снимать фильм о любви, спасении и воссоединении с семьей многим казалось не ко времени, следовало бы сделать ставку на текущие актуальные проблемы, но Гофман рассудил иначе и снял трогательный фильм о вечных ценностях.

Давайте вспомним основные вехи сюжета киноленты. В центре внимания история гениального врача Рафала Вильчура, возглавляющего клинику в Варшаве. Он счастлив в личной жизни и готовится отпраздновать восьмую годовщину свадьбы с красавицей женой Беатой. В начале фильма зритель видит пана Вильчура в операционной, а затем наблюдает за тем, как он торопится домой, чтобы порадовать жену букетом алых роз, новой меховой шубкой и шапочкой в стиле польских аристократок с пером на брошке. В фильме большое внимание уделено деталям. Это относится как к образам героев, так и к элементам обстановки. Фотографии в гостинной дома демонстрируют идилию семейной пары и их маленькой дочки. Роль пани Беаты исполнила актриса Анна Дымна, к которой мы вернемся чуть позже.

Анна Дымна в роли пани Беаты Вильчур. Кадр из фильма "Знахарь".
Анна Дымна в роли пани Беаты Вильчур. Кадр из фильма "Знахарь".
Анна Дымна в роли пани Беаты Вильчур. Кадр из фильма "Знахарь".
Анна Дымна в роли пани Беаты Вильчур. Кадр из фильма "Знахарь".

Но семейное счастье оказывается лишь иллюзией, когда доктор узнает, что его жена полюбила другого и сбежала из дома вместе с маленькой дочкой Марысей. Желая заглушить боль от предательства пан Рафал отправляется в пивную с первым встречным пьянчужкой, а затем становится жертвой нападения и ограбления. Травма головы приводит к потере памяти. Пятнадцать лет скитаний, пребывание в тюрьме за бродяжничество могли бы ожесточить героя, но только не в этом случае. Он крадет документы на имя Антония Косибы из управы, чтобы наконец обрести хоть какую-то личность и устраивается батраком на мельницу.

Основные съемки фильма проходили в исторических районах Западной Белоруссии в городке Бельск-Подляски. До второй Мировой войны этот город относился к Белоруссии, а затем перешел к Польше.

Магазин в городке Бельск-Подляски, где проходили съемки фильма "Знахарь". Современный вид.  Фото Александра Будая. Материал из сети.
Магазин в городке Бельск-Подляски, где проходили съемки фильма "Знахарь". Современный вид. Фото Александра Будая. Материал из сети.
Город Бельск-Подляски, где проходили съемки фильма "Знахарь". Современный вид. Материал из сети.
Город Бельск-Подляски, где проходили съемки фильма "Знахарь". Современный вид. Материал из сети.
Город Бельск-Подляски, где проходили съемки фильма "Знахарь". Современный вид. Материал из сети.
Город Бельск-Подляски, где проходили съемки фильма "Знахарь". Современный вид. Материал из сети.

Выбор места обусловлен прежде всего оригинальным текстом романа и происхождением автора. Тадеуш Доленга-Мостович родился на территории современной Витебской области и в его произведениях часто можно встретить отсылки к белорусской культуре и определенным локациям.

Пейзажи в фильме узнаваемые для тех, кто бывал в Польше и/или Белоруссии. Кадр из фильма "Знахарь".
Пейзажи в фильме узнаваемые для тех, кто бывал в Польше и/или Белоруссии. Кадр из фильма "Знахарь".
Пейзажи в фильме "Знахарь". Кадр из фильма.
Пейзажи в фильме "Знахарь". Кадр из фильма.

В фильме в отличие от романа нет прямого указания, например, на белорусское происхождение семьи мельника Прокопа, в которой главный герой нашел приют. Однако, это легко определить, обратив внимание на еду и убранство их быта. Кроме того, сын мельника Василь, прямо указывает на православную веру.

В доме  мельника Прокопа. Кадр из фильма " Знахарь".
В доме мельника Прокопа. Кадр из фильма " Знахарь".

В доме  мельника Прокопа. Кадр из фильма " Знахарь".
В доме мельника Прокопа. Кадр из фильма " Знахарь".

Хозяйка подает к столу блюдо, напоминающее литовские цепелины или белорусские пызы.

Кадр из фильма "Знахарь". Кадр из фильма.
Кадр из фильма "Знахарь". Кадр из фильма.

В фильме и книге показано единение культур, основанное на взаимопомощи и доброму отношению к каждому человеку. После того как главный герой ставит на ноги сына мельника в городке о нем говорят как об умелом знахаре.

Главную женскую роль, Марыси Вильчур, дочери профессора Рафала, в ленте исполнила одна из самых красивых польских актрис - Анна Дымна. Близкие к актрисе источники утверждают, что согласится на участие в фильме заставили личные переживания. За несколько лет до начала съемок, актриса потеряла любимого мужа, актера и сценариста Веслава Дымны, и пережила страшную автомобильную аварию, которая едва не приковала ее навсегда к инвалидному креслу. Возможно, именно поэтому повороты судьбы и страдания Марии Иоланты Вильчур были ей понятны и созвучны.

Юная Марыся живет в том же селении недалеко от мельницы, где обосновался Антоний Косиба ( Рафал Вильчур). Она сирота, которая потеряла мать в детстве и совсем не помнит отца. Работает продавщицей в магазине своей опекуши. Художник по костюмам Марта Корбельска создала очаровательный образ молоденькой, провинциальной девушки. Гардероб Марии до невозможности ограничен, что, впрочем, вполне объяснимо, так как в магазине она получает гроши, а опекунша не склонна баловать приемную дочь. Скромное черное платье, в котором девушка чаще всего появляется в кадре, освежают лишь белые воротнички и пояса. Волосы Марыся чаще всего уберает в косу, уложенную на манер короны.

Марыся в магазине с молодым графом Лешеком. Кадр из фильма "Знахарь".
Марыся в магазине с молодым графом Лешеком. Кадр из фильма "Знахарь".
Образ Марыси в фильме " Знахарь". Кадр из фильма.
Образ Марыси в фильме " Знахарь". Кадр из фильма.
На этом фото зритель может заметить как изменилось декольте платья, кроме того,  его украсил тонкий кружевной воротничок. Кадр из фильма "Знахарь"
На этом фото зритель может заметить как изменилось декольте платья, кроме того, его украсил тонкий кружевной воротничок. Кадр из фильма "Знахарь"

За девушкой ухаживает молодой граф Лешек Чиньский. Его роль исполнил Томаш Стокингер. Есть информация, что первоначально на роль молодого графа планировался популярный актер Даниэль Ольбрыхский, работавший с Ежи Гофманом над фильмами "Потоп", "Пан Володыевский" и т.д., но он отказался участвовать в съемках и тогда выбрали молодого актера Томаша Стокингера.Члены съемочной группы "Знахаря" отмечают, что между ним и Анной Дымны сложились очень хорошие отношения.

Томаш Стокингер в роли графа  Лешека Чиньского. Кадр из фильма "Знахарь".
Томаш Стокингер в роли графа Лешека Чиньского. Кадр из фильма "Знахарь".

Первоначально персонаж Стокингера не вызывает особо положительных эмоций. Он хвастается перед девушкой своим социальным статусом, заносчиво обсуждает ограниченность провинциалок, чем, кстати, обижает героиню. Марысе с ним весело, ей приятно внимание молодого аристократа и постепенно увлеченность превращается в более глубокое чувство с ее стороны. Отношение к графу меняется после того, как он защищает Марысю перед лицом оскорбившего ее Зенека, сына местного трактирщика, который тоже увлечен девушкой, и своей матери - графини Чиньской, уверенной, что Марыся не пара ее сыну.

 Стиль графини Элеоноры Чиньской олицетворяет собой  типичный буржуазный  образ  аристократки. Кадр из фильма "Знахарь".
Стиль графини Элеоноры Чиньской олицетворяет собой типичный буржуазный образ аристократки. Кадр из фильма "Знахарь".

В сцене, когда Лешек вступился за девушку и сцепился с Зенеком, Мария одета в светлое платье в узкую полоску с короткими рукавами и контрастной окантовкой по треугольному воротничку, которая гармонирует с поясом на талии.

Образ Марыси на воскресной прогулке, которая закончилась дракой Зенека и графа Чиньского. Кадр из фильма "Знахарь".
Образ Марыси на воскресной прогулке, которая закончилась дракой Зенека и графа Чиньского. Кадр из фильма "Знахарь".
Образ Марыси на воскресной прогулке, которая закончилась дракой Зенека и графа Чиньского. Кадр из фильма "Знахарь".
Образ Марыси на воскресной прогулке, которая закончилась дракой Зенека и графа Чиньского. Кадр из фильма "Знахарь".

Марыся и Лешек после ссоры с Зенеком. Кадр из фильма "Знахарь".
Марыся и Лешек после ссоры с Зенеком. Кадр из фильма "Знахарь".

После произошедшего молодой граф тоже осознает глубину своих чувств к Марии и решается на серьезный шаг - делает девушке предложение руки и сердца.

Лешек подарил девушке колечко в честь помолвки. Кадр из фильма "Знахарь".
Лешек подарил девушке колечко в честь помолвки. Кадр из фильма "Знахарь".

К сожалению, романтический побег из городка заканчивается аварией по вине ревнивого Зенека и влюбленные оказываются в доме Прокопа, где знахарь Антоний оказывает им медицинскую помощь. Граф отделался открытым переломом, а Марыся оказалась на грани жизни и смерти с тяжелейшей травмой головы.

Линия отношений Антония и Марыси очень интересная. Девушка привлекла внимание знахаря с того самого момента как он в первый раз посетил магазин, а после того как он узнал историю ее родителей его память стала пробуждаться. Одна из самых сильных и эмоциональных сцен в фильме показывает Антония в доме Прокопа, мучительно пытающегося вспомнить почему ему так знакома мелодия, которую напевала Марыся.

Когда девушка оказывается в его доме в тяжелом состоянии, знахарь сначала пытается заставить врача, которого привезли с собой родители Лешека, оказать ей помощь, но тот лишь диагностировал начало агонии. Антоний решается на кражу медицинских инструментов, чтобы сделать операцию. Позже это приведет его на скамью подсудимых. В фильме и книге поднимается важнейшая гуманистическая проблема: на что может пойти врач ради спасения человеческой жизни. Тадеуш Доленга-Мостович, а за ним и режиссер Ежи Гофман, дают однозначный ответ - нет ничего важнее человеческой жизни. Именно эту мысль своими действиями постоянно доказывает Антоний Косиба (Рафал Вильчур) и озвучивает в конце кинофильма его ученик доктор Добронецкий.

Юная Марыся остается жива, но знахарь оказывается в тюрьме по обвинению в краже и незаконной врачебной деятельности. Семья Прокопа выходила девушку и помогла ей встать на ноги.

Несколько кадров из фильма с образом Марыси во время выздоровления.

 Марыся после операции узнает, что Антония приговорили к заключению. Его друзья готовят аппеляцию. Кадр из фильма "Знахарь".
Марыся после операции узнает, что Антония приговорили к заключению. Его друзья готовят аппеляцию. Кадр из фильма "Знахарь".

Вновь хотелось бы обратить внимание на бытовые подробности, показанные в ленте, и на фольклорные мотивы в наряде Сони, невестки Прокопа: вышитая по вороту сорочка, распашная юбка и передник с вышивкой.

Соня и Марыся готовят передачу для Антония. Кадр из фильма "Знахарь".
Соня и Марыся готовят передачу для Антония. Кадр из фильма "Знахарь".
Актриса Божена Дыкель в роли Сони. Кадр из фильма "Знахарь"
Актриса Божена Дыкель в роли Сони. Кадр из фильма "Знахарь"

Важно отметить, что в фильме фактически нет отрицательных персонажей как таковых. Всеми поступками героев движут чаще всего эмоции. Соня враждует с Марысей, потому что видет в ней соперницу за внимание Антония, Зенек подстроил аварию, потому что ревнует хорошенькую девушку к молодому графу, а доктор обвиняет Антония потому что завидует непонятному для него таланту знахаря. Всем им сюжет дает право на искупление и преодоление своих заблуждений. Зенек привозит раненых Лешека и Марысю к знахарю, местный доктор и Соня сами осознают свою ошибку.

Сложно не признать, что Марысе очень идет образ после болезни. Короткая стрижка, прообраз пикси, создает очень женственный и трогательный образ.

Марыся, окончательно оправившись после болезни, направляется навестить могилу матери. Кадр из фильма "Знахарь".
Марыся, окончательно оправившись после болезни, направляется навестить могилу матери. Кадр из фильма "Знахарь".
Марыся на могиле матери. Кадр из фильма "Знахарь".
Марыся на могиле матери. Кадр из фильма "Знахарь".

После стычки с Соней, девушка решает уехать и начать жизнь с чистого листа, но ее ждет более счастливая судьба.

Марыся готовится покинуть дом Прокопа. На героине вновь скромное черное платье, которое зритель уже видел в сценах из магазина. Кадр из фильма "Знахарь".
Марыся готовится покинуть дом Прокопа. На героине вновь скромное черное платье, которое зритель уже видел в сценах из магазина. Кадр из фильма "Знахарь".

Вернувшийся после лечения в Европе Лешек, узнает, что его возлюбленная жива и находит ее на мельнице. Самые романтические сцены в фильме, это момент, когда Лешек, готовый расстаться с жизнью узнает о чудесном спасении своей возлюбленной и встреча Марии и Лешека.

Ежи Гофман стремился сделать эти моменты наиболее зрелищными и использовал настоящие розы, которые в провинциальном городке достать оказалось невозможно. В результате цветы доставили из самой Варшавы, что вылилось в огромную сумму.

Лешек находит Марысю в доме Прокопа. В руках актера Томаша Стокингера тот самый букет роз. Кадр из фильма "Знахарь".
Лешек находит Марысю в доме Прокопа. В руках актера Томаша Стокингера тот самый букет роз. Кадр из фильма "Знахарь".

Графья Чиньские, желая сохранить добрые отношения с сыном, вынуждены согласиться на неравный брак Лешека и Марыси. В сцене знакомства с будущей невесткой графиня Чиньская вновь продемонстрировала по-своему элегантный образ стареющей аристократки: легкое бежевое пальто с широкими плиссированными рукавами три четверти, длинные белые атласные перчатки, черная шляпка с вуалью и клатч. Идеальная укладка никогда не подводит графиню.

Граф и графиня Чиньские узнают, что Лешек отправился на мельницу. Кадр из фильма "Знахарь".
Граф и графиня Чиньские узнают, что Лешек отправился на мельницу. Кадр из фильма "Знахарь".

Став невестой Лешека, Марыся расцветает. С этого момента ее образы буквально восхищают своей элегантностью и красотой.

Очаровательная шляпка клош, украшенная атласным бантом прекрасно подчеркивает миловидные черты лица, хрупкость и женственность героини.

Марыся и Лешек навещают Антония в тюрьме и сообщают о своей помолвке. Кадр из фильма "Знахарь"
Марыся и Лешек навещают Антония в тюрьме и сообщают о своей помолвке. Кадр из фильма "Знахарь"

Не менее стильные образы были выбраны художником по костюмам для кадров в суде и для финальной сцены. Мария все больше вживается в новую для себя роль аристократки.

Вновь обращают на себя внимание детали: шляпки, перчатки, вышивка украшающая наряд и т.д.

В суде это шляпка-таблетка с вуалеткой. Волосы девушки уложены идельной волной. Наряд отличается строгостью и сдержанностью, что приличествует ситуации, однако он подчеркивает все достоинства актрисы.

Мария Иоланта Вильчур в суде. Кадр из фильма "Знахарь".
Мария Иоланта Вильчур в суде. Кадр из фильма "Знахарь".
Мария в суде. Строгое черное платье украшает контрастная вышивка, которую дополняет клатч, подхотящий по тону и перо на шляпке. Кадр из фильма "Знахарь".
Мария в суде. Строгое черное платье украшает контрастная вышивка, которую дополняет клатч, подхотящий по тону и перо на шляпке. Кадр из фильма "Знахарь".
Марыся узнает, что знахарь, спасший ей жизнь, это ее отец. Кадр из фильма "Знахарь".
Марыся узнает, что знахарь, спасший ей жизнь, это ее отец. Кадр из фильма "Знахарь".

В суде, после того как Марыся назвала свое полное имя, к главному герою возвращается память. Хирург Добронецкий подтверждает личность Рафала Вильчура и суд прекращает дело. Фильм завершается трогательной сценой прощения и воссоединения: профессор Вильчур, вместе с дочерью и зятем, посещает могилу бывшей жены.

Рафал Вильчур, Марыся и Лешек на могиле Беаты. Кадр из фильма "Знахарь".
Рафал Вильчур, Марыся и Лешек на могиле Беаты. Кадр из фильма "Знахарь".
На Марысе шляпка в тирольском стиле. Такие головные уборы вошли в моду ко второй половине 1930-х годов. Кадр из фильма "Знахарь".
На Марысе шляпка в тирольском стиле. Такие головные уборы вошли в моду ко второй половине 1930-х годов. Кадр из фильма "Знахарь".

Премьера фильма " Знахарь" состоялась в 1982 году и, как уже упоминалось, лента сразу полюбилась зрителю. Ее и сейчас достаточно часто можно увидеть на телеканалах. Кроме романа "Знахарь" существует продолжение этой истории, также написанное Тадеушем Доленга-Мостовичем, "Профессор Вильчур". Также как и "Знахарь" оно проникнуто идеями добра и помощи людям.

Спасибо, что прочли мою публикацию, надеюсь, вам было интересно.

Убедительная просьба во избежание удаления комментариев использовать нормативный русский язык, воздержаться от нецензурной и жаргонной лексики, оскорблений, флуда, разжигания межнациональной, межрелигиозной розни т.п. Пожалуйста, будьте вежливы, соблюдайте общепринятые нормы общения.