Между нами колют лед: Арктика и Атом
Президент Владимир Путин в режиме видеоконференции принял участие в церемонии спуска на воду атомного ледокола «Якутия» и подъёма Государственного флага Российской Федерации на атомном ледоколе «Урал».
В ходе мероприятий артикулировано прозвучали научно-технологические сюжеты.
Ледоколы являются необходимым условием для сохранения статуса великой арктической державы, а таже для полноценной эксплуатации Северного морского пути. Оператором СМП является Росатом, равно как и производителем атомных силовых установок для флагманских линеек ледоколов.
Президент внес важный импортозаместительный акцент:
«будем наращивать возможности нашего атомного ледокольного флота, и, что принципиально, делать это надо за счёт использования российских разработок и производственных мощностей, с применением отечественного оборудования и комплектующих».
Основные параметры отечественного атомного ледоколостроения представил вице-премьер и глава Минпромторга Денис Мантуров.
Арктическое судостроение разделено между двумя центрами – это Санкт-Петербург (Балтийский завод) и Владивосток («Звезда» с большими интересами Роснефти). Шесть 60-мегаваттников строятся в северной столице, а флагманская 120-мегаваттная «Россия» - на Дальнем Востоке.
Помимо этого, с ключевыми клиентами СМП – Новатэком, Роснефтью и Норникелем – ведутся переговоры о строительстве других судов, в том числе дизельных ледоколов и судов ледяного класса.
Два локомотива научно-технологического прорыва – Атом и Оборонка – должны перейти к полной независимости, полноценно обеспечив суверенитет России в этих областях.
Атомные ледоколы на СМП – это зона пересечения ответственности, по сути, всех вице-премьеров, а претензии на сферы влияния в Арктике есть вообще у всех элитных групп.
Об отдельном измерении независимости – «корабельной» – упомянул глава Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов:
«сегодня наша совместная работа двух корпораций [ОСК и Росатома] обеспечивает технологический суверенитет России».
Вице-премьер Виктория Абрамченко, ставшая крестной матерью ледокола «Якутия», обратила особое внимание на то, что новые суда не только мощные, но еще и экологичные. Это особенно важно для работы в Арктике, чьи экосистемы чрезвычайно чувствительны к загрязнениям.
Гендиректор Росатома Алексей Лихачев кратко и системно доложил об успехах Росатома в области ледокольного строительства и управлении Севморпутем. Он поименно представил часть команды ледокола «Урал». Кстати, полярные судоводители – разве это не прекрасный образ в пантеон героев России 2.0?
В заключение президент Владимир Путин объединил все прозвучавшие идеи в единой научно-технологической матрице:
«Ритмичное финансирование, восстановление и развитие компетенций ‒ научных, инженерных компетенций ‒ в сфере специального судостроения и атомной энергетики не только позволяют нам подтвердить высокий технологический статус России, позволяют загрузить действующие и создавать новые производственные судостроительные мощности в таком важнейшем для нас регионе, как Дальний Восток, ‒ имею в виду создание новой крупной верфи «Звезда», ‒ но особенно важно то, что это позволяет нам наращивать лидерство России на таком важнейшем транспортном маршруте, как Северный морской путь».
Арктика – это Фронтир научно-технологического и социально-экономического прорыва России на полдень XXI века. Вклад атомщиков, ученых и инженеров в это движение сложно переоценить.
Подробнее: http://kremlin.ru/events/president/news/69912
Материал в нашем Телеграм-канале: https://t.me/scienpolicy/29003