Найти тему

Дублин. Река и мосты, мосты, мосты...

Мост Сэмюэля Беккета / Wikimedia Commons / Джузеппе Мило, CC BY 3.0
Мост Сэмюэля Беккета / Wikimedia Commons / Джузеппе Мило, CC BY 3.0

Мост, названный в честь ирландского драматурга и писателя Сэмюэля Беккета, — новейший, построен в 2009 году. Пилоны моста напоминают струны арфы, которые возносятся в небо. Арфа — один из национальных символов Ирландии ещё с XIII века. Удивительная конструкция с помощью поворотного механизма может раскрываться под прямым углом и пропускает суда. Мост многополосной: четыре транспортных и две пешеходных дороги. Это предпоследний мост перед устьем Лиффи, местом слияния её с водами Дублинского залива. В этом месте река расширяется, потому и мост в длину достигает 120 метров. Белый мост с натянутыми струнами неправдоподобно смотрится на фоне закатного дублинского неба, когда по вихревым скоплениям небесных полос от бледно-розового до колдовского тёмно-синего цвета тянутся пенные струи облаков. Мост сконструирован по проекту испанского архитектора Сантьяго Калатравы, и это его вторая работа для столицы Ирландии.

Первый дублинский мост Калатравы был открыт в Блумсдей (день странствий Леопольда Блума по Дублину, он же день первого свидания Джойса со своей будущего супругой Норой Барнакл), 16 июня 2003 года как раз напротив того самого дома на Ашерс-Айленд, о котором я рассказывал. Несложно догадаться, что мост назван в честь Джеймса Джойса. Проезжая часть проходит между двух наклонённых арок с пилонами, а пешеходы идут по краям этого белоарочного сооружения, напоминающего раскрытую книгу. А текст этой книги - весь дублинский мир.

Мост Джойса. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:James_Joyce_Bridge.jpg
Мост Джойса. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:James_Joyce_Bridge.jpg

Самый старый мост известен под несколькими названиями: Арран (это ирландский граф), мост Меллоуз (революционер-республиканец), мост Маб/Мейв, Медв (королева-волшебница). Первый его вариант был возведён в конце XVII века, но спустя восемьдесят лет снесён наводнением. Во второй половине следующего века был построен новый мост — каменный, арочный; спустя несколько десятилетий вместе парапетов на нём появились балюстрады и каменные перекрытия. Ступая на него, невозможно удержаться от мысли, а что, если всё только кажется настоящим? Или так: что если настоящее не то, можно осязать?

Мост Арран / Меллоуз / Медв . Brted, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons
Мост Арран / Меллоуз / Медв . Brted, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

И ещё один дублинский мост носит имя блестящего ирландского писателя, драматурга Шона O`Кейси. Мост кажется лёгким и стремительным, слегка угловатым, как подросток. С этим мостом случилось удивительная история. Пульт управления, с помощью которого он поворачивался (подобно мосту Сэмюэля Беккета), был кем-то утерян (не исключено, что в пабе во время душевной беседы). В итоге мост не могли повернуть четыре года! Управление доков Дублина в то время переезжало, кажется, даже несколько раз. В общем, то ли они надеялись найти запасной пульт, то ли руки не доходили сделать новый. Была ещё версия отсутствия финансирования, всё как обычно. А как же суда, спросите вы? А вот как: суда ходили исключительно сюда (до моста) и туда (обратно).

Мост Шона О`Кейси / Питер Мисик, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons
Мост Шона О`Кейси / Питер Мисик, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

Мостов в Дублине много. Можно о них написать книжку: «На дублинских мостах», экранизировать её, как сборник разножанровых новелл, и получить Золотую пальмовую ветвь. Но давайте мы пока что переберёмся на северную сторону Лиффи по, возможно, самому главному, важному дублинского мосту, названного в честь Дэниэла О`Коннелла, «Освободителя».

Мост тоже старый, первоначальный вариант построен в конце XVIII века. Ширина моста на пять метров больше, чем его длина (50 и 45 метров). На мосту постоянно куча горожан и туристов, деятельных зевак и безмятежных трудяг. Перемётные пешеходы, перелётные велосипедисты, перезрелые (двухэтажные, вальяжные) автобусы, ну и автомобили, конечно, вносящие дополнительный переполох.

А какое изумительное разнообразие лиц и жестов, речи и манер! Бытует поверье: если простоять на мосту достаточно долго, можно встретить самого себя.

С этим мостом также связана изумительная, очень ирландская, как мне кажется, история. Некие шутники установили на балюстраде моста мемориальную доску в память о некоем священнике Пэте Нойзе. На доске было выбито, что он «умер при подозрительных обстоятельствах, когда его карета упала в реку Лиффи 10 августа 1919 года».

Мост О`Коннелла / Pastor Sam, СС BY 3.0, via Wikimedia Commons
Мост О`Коннелла / Pastor Sam, СС BY 3.0, via Wikimedia Commons

Спустя года два один журналист засомневался в достоверности указанных на доске сведений и сообщил о своих подозрениях в Городской совет. Тогда объявились двое мужчин, которые объявили о розыгрыше, мистификации. Поднялся шум. Между тем, у доски уже появлялись цветы и записки в память о добром о. Пэте Нойзе, многих волновало, что обстоятельства его ухода в мир иной так и не прояснены. Во время реставрационных работ доску сняли, хотя городские власти хотели оставить. Что ж вы думаете? Вместо старой доски появились новая. Вот её уже оставили на месте.

А Пэт Нойз — от латинского «pater noster» / Отче наш.

Так вперёд, под покровительством Пэта Нойза, по славному мосту на северную сторону Дублина!

И всё же ещё один мост — Анны Ливии :) / Wikimedia Commons / Deitel55 CC BY-SA 3.0
И всё же ещё один мост — Анны Ливии :) / Wikimedia Commons / Deitel55 CC BY-SA 3.0

ЛЮБОВЬ МОЯ — ИРЛАНДИЯ!

Дублин
574 интересуются