"С началом IV века в жизни церкви открывается новая эпоха. Империя в лице равноапостольного Константина получает крещение. Церковь выходит из своего вынужденного затвора и принимает под свои священные своды античный мир, который приносит с собою свои тревоги, и сомнения, и соблазны. Начинается трудный процесс духовного перерождения античного общества. Возникла необходимость внятно изложить основные принципы христианского вероучения, причем на языке, привычном эллинистической философии и интеллектуалам империи. IV век был переходной эпохой, весь проходит в возбужденных богословских спорах. И прежде всего — в борьбе с арианством" (Протоиерей Георгий Флоровский).
В то же время, примерно 125 лет с 325 года по 450 год, в истории Церкви называют "золотым веком", эпохой "великих", потому что этот век воздвигнул особых подвижников и богословов. К ним относятся великие вселенские учители, и святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Это были церковные организаторы, устроители монашества, проповедники, толкователи Священного Писания, великие богословы и иерархи.
Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской, родился около 330 года. По происхождению был из Неокессарии в Понтии, где протекает река Ирис. Родители его принадлежали к богатой землевладельческой аристократии и владели многими имениями. Семья Василия была христианской уже не в первом поколении. В семье было десять человек детей, пять сыновей и пять дочерей, один умер в раннем детстве, пятеро были причислены к лику святых: Василий, его старшая сестра Макрина-ученая монахиня,основательница женского монашества, оказавшая сильное влияние на жизнь и характер святого Василия Великого, два брата Григорий-епископ Нисский и Петр-епископ Севастийский, праведная Феозва-диакониса.
Отец святителя, также по имени Василий, адвокат и известный преподаватель риторики, сам учил своих детей, хотя был человеком состоятельным и мог бы нанять учителей. Мать святого Василия, Емилия, была дочерью мученика. Будучи четырнадцатилетним подростком, в семье Василия внезапно скончался отец, и святой Василий остался на попечении своей бабушки Макрины. Макрина - старшая была ученицей святого Григория Неокесарийского Чудотворца, о котором часто рассказывала своему внуку.
Домашнее образование он продолжил у лучших учителей Кесарии Каппадокийской, а с 18 лет учился в Константинополе у выдающихся ораторов и философов. Для завершения образования святой Василий поехал учиться в престижный Афинский университет. После пяти лет пребывания в Афинах Василий Великий обладал всеми доступными знаниями. "Он так изучил всё, как другой не изучает одного предмета, каждую науку он изучил до такого совершенства, как будто не учился ничему другому". Философ, филолог, оратор, юрист, адвокат, естествовед, имел глубокие познания в астрономии, математике и медицине. "Это был корабль, столь нагруженный ученостью, сколь сие вместительно для человеческой природы". Здесь встретился он с Григорием Богословом, и между ними завязалась нежная дружба, установилась глубокая духовная близость и связь, продолжавшаяся всю жизнь. Позднее, в "Похвальном слове Василию Великому", святитель Григорий Богослов восторженно говорил об этом времени: "Нам известны были две дороги: одна – к нашим священным храмам и к тамошним учителям; другая – к наставникам наук внешних".
Василий был высокий, черноволосый, худенький и очень болезненный, из-за подвижнической жизни. На родину возвратился святой Василий в 354 году, для преподавания риторики и для занятий адвокатурой. Но святого Василия тяготили мирские заботы, он искал высшего совершенства, которое нашел в монашеском образе жизни. В 25 лет он принимает крещение, и был причислен к клиру в звании чтеца. Как толкователь Священных Книг, он читал их народу. Желая найти духовного руководителя, святитель совершает паломничество по святым местам Египта, Сирии и Палестины, где вплотную знакомиться с монашеской жизнью многих подвижников благочестия. По возвращении, он удаляется из мира в пустыню и поселяется на реке Ирис, на севере Понта. Здесь устраивает он свое первое общежитие. К нему приходит его друг святой Григорий и они подвизались в строгом воздержании: в жилище их, без кровли, не было очага, пища была самой скудной. Сами обтесывали камни, сажали и поливали деревья, возили тяжести. От больших трудов мозоли не сходили с их рук. Из одежды Василий Великий имел только нижнюю рубашку(срачицу) и мантию. Власяницу носил только ночью, чтобы ее не было видно.
Здесь они занимались Богословием, читали Священное Писание, изучали Оригена и из его творений составили сборник "Добротолюбие Оригена", в котором и сохранилась большая часть известных нам подлинных греческих текстов из сочинений александрийского учителя. Кроме того, они вместе работали над составлением общежительных правил.
Устав, который Василий Великий дал своим монахам, скоро распространился по востоку и стал всеобщим. В Кесарии святой Василий устроил два монастыря, мужской и женский с храмом в честь Сорока мучеников, где хранились их святые мощи. Василий Великий, исследовав все роды и виды монашеского жития, рекомендовал строгое общежительное монашество, как самое полезное для души, хотя не исключал другие виды монашеского подвига. В общежительном монашестве он видел не только личное стремление к спасению, но евангельскую любовь к ближнему и служению ему. Василий Великий первый оформил институт послушничества, предписал строгие епитимьи для тех, кто будет предпринимать аскетические подвиги без благословения духовника, разработал обряд пострижения в монашество. Собственно обеты воздержанной жизни ради Христа были впервые введены святителем Василием Великим в каппадокийских монастырях. Это были обет отречения от мира и обет девства, в дальнейшем они были дополнены еще двумя обетами: нестяжания и послушания. Святитель Василий Великий, как юрист и адвокат, прекрасно понимал, что публичное произнесение обетов влечет за собой большую ответственность и перестает быть делом частным, а превращается в общецерковное дело и приближается по силе и по смыслу своего содержания к таинству Церкви.
Здесь, в пустыне, Василий и пробыл до воцарения Валента, при котором наступило еще более тяжелое время для Церкви - время арианского натиска. Церковь призвала к служению Василия и Григория. Не без колебаний Василий вернулся в Кесарию, где в 362 г. был рукоположен в сан диакона, в 364 г. - в сан пресвитера и стал ближайшим помощником Евсевия, епископа Кесарийского. С этого времени начинаются его пастырские труды. Поставленный из мирян, Евсевий с трудом разбирался в тяжелой церковной обстановке. И как рассказывает святитель Григорий Богослов, Василий приходил, умудрял, повиновался, давал советы, "был у предстоятеля всем — добрым советником, искусным помощником, толкователем Слова Божия, наставником в делах, опорой старости, хранителем веры, самым надежным из клириков и опытнее всех мирян". Фактическим епископом был Василий; "и было какое-то дивное согласие и сочетание власти: один управлял народом, другой управляющим".
Проповеди святой Василий говорил ежедневно, и часто дважды – утром и вечером. В это время святой Василий провел литургическую реформу. Он сформулировал многие каноны, ввел антифонное пение. Сейчас десять раз за год служится особое богослужение, которое называется литургия Василия Великого. Она совершается в день памяти святителя Василия – 1/14 января (н.ст.), а также по воскресениям Великим постом, в Великий Четверг и Великую Субботу. В зависимости от того, на какой день недели выпадает празднование Рождества Христова и Крещения Господня, литургия Василия Великого служится либо в сам день праздника, либо накануне в навечерие (сочельник) праздника. Современная Литургия святого Василия Великого – более позднего происхождения, но евхаристический канон, скорее всего, написан самим Василием Великим. Им же составлены многие молитвы, употребляемые в Церкви, из которых в особенности известны молитвы, читаемые с коленопреклонением после литургии в день Пресвятой Троицы, пятая и шестая молитвы в утреннем правиле, первая и пятая молитвы в Последовании ко Святому Причащению и вторая благодарственная молитва по Святом Причащении.
Святителя Василия можно назвать и основателем института социальной помощи. Когда в 367 году разразился голод, святой Василий продал свое наследственное имение и отдал все деньги в пользу голодающих. Василий Великий начал создавать общественные бесплатные столовые. При нем были построены первые больницы, которых до этого времени просто не существовало – отдельные врачи лечили отдельных людей. После той страшной голодной зимы Василий Великий принял решение о создании целого комплекса помощи страждущим. Он убеждает богатых людей вложить свои средства в это дело и строит знаменитую "Василиаду", в центре которой помещает великолепный храм, а вокруг гостиницы, школы, дома для сирот, неимущих и больницу. Когда строительство этого города милосердия завершилось, Василий Великий взял на себя руководство одним из подразделений больницы, ведь среди прочих у него был диплом о медицинском образовании. Он выбрал отделение для прокаженных – людей, отвергнутых всеми.
Святой Василий почти ежедневно совершал Богослужение. Причащался четыре раза в неделю и считал это нормальной практикой. В IV веке христианские храмы уже почти повсеместно украшаются целыми библейскими картинами и изображениями новых христианских героев, мучеников, подвижников. Чтобы увеличить торжественность службы, Василий Великий предлагает иконостас, как символ изображения Царства Божия на земле.
По кончине епископа Кесарийского Евсевия, в 370 году, на его кафедру был возведен святой Василий. Как епископу Кесарийскому, святому Василию Великому были подчинены 50 епископов одиннадцати провинций. Святой Василий был призван к служению в тяжелейшее для Церкви время: арианство, поддерживаемое государством, занимало господствующую позицию; раздоры и расколы раздирали тело Церкви. Часть епархии отказалась ему повиноваться. Прежде всего, новому епископу нужно было умиротворить свою паству, и он достигает этого и силой власти, и силой слова, и силой милосердия, ему приходилось бороться за свою кафедру.
Святой Василий в борьбе с арианами был продолжателем дела Афанасия Великого, с которым вел активную переписку, и, подобно ему, возвышался над всеми, как несокрушимый столп Православия. Императору Валенту внушали, что, если Василий уступит, арианство окончательно восторжествует. Валент посылает в Кесарию префекта, известного жестокостью в преследовании православных. Крайне высокомерный, он соблазнял Василия разными обещаниями милостей царских, если он войдет в общение с епископами, склонившимися к арианству; затем, видя его непреклонную твердость, стал грозить ему лишением имущества, ссылкой, смертью. Святитель Василий мужественно отвечал ему: "Изгнания я не боюсь, потому что вся земля Господня; отнять имущества нельзя у того, кто ничего не имеет; смерть для меня благодеяние: она соединит меня со Христом, для Которого я живу и тружусь". Величие святителя поразило префекта. "Доселе никто не говорил так со мною", - сказал он. "Вероятно, тебе не случалось говорить с епископом", - скромно ответил святой Василий. Доложив Валенту о непреклонности святого Василия, префект сказал: "Побеждены мы, царь, настоятелем Церкви". Ту же твердость Василий Великий обнаружил и перед лицом самого императора, который прибыл в Кесарию с указом об изгнании Василия Великого, успешно противостоявшего арианской ереси. "В день Богоявления, при многочисленном стечении народа, Валент вошел в храм и смешался с толпой, чтобы показать видимость единения с Церковью. Когда же в храме началось псалмопение, слух его поражен был как громом. Царь увидел море народа, и в алтаре и близ него благолепие; впереди всех Василия, не склоняющегося ни телом, ни взором, как будто в храме не произошло ничего нового, но обращенного только к Богу и престолу, а клир его в страхе и благоговении... Когда Василий говорит креститься, то весь народ крестится, когда Василий кланяется, весь народ кланяется". Император имел право придти к Святым Вратам и положить на престол свой дар: крест, Евангелие, хлеб. Если Василий не примет дар Валента из-за того, что император арианин, то он Василия выгонит. Валент подал свое приношение, но никто из диаконов не решался принять его без разрешения Василия Великого. Император был так потрясен, что пошатнулся и упал бы, если бы его не поддержали. Василий Великий подал знак принять приношение императора. Император отказался от прежних планов, тем самым Кесарийская Церковь была спасена от вторжения арианства.
Василий написал три книги против учителя ариан Евномия, утверждавшим, что Бог познаваем, как и всякое Его творение. Отвечая ему, святой Василий проводит различие между непознаваемой сущностью Божией и его познаваемыми "действиями": "Утверждаем, что знаем Божие величие, Божию силу, премудрость, благость и промысел, с которым печется о нас Бог, и правосудие Его, но не самую сущность", - говорил он. "Мы можем познать, что Бог есть, но сама сущность Его непостижима ни для людей, ни для ангелов". На основании его учения о трех Ипостасях Божества при единой Божественной сущности мы видим, что он признавал единое неделимое Божественное существо. Святитель утверждает, что Бог есть не безличная сущность, но Троица. В Божестве неслитно различаются три Ипостаси: Отец, Сын и Святой Дух.
Василий Великий открыто провозгласил авторитет Предания и объявил его источником веры. "Из догматов и проповедей, хранимых Церковью, - писал Василий Великий, - одни имеем в учении, изложенном в Писании, а другие, дошедшие до нас от апостольского предания, приняли мы в тайне. Но те и другие имеют одинаковую силу для благочестия". Чтобы опереться на авторитет церковного Предания во второй половине IV века значительная часть его получила письменное оформление. Были записаны древние символы веры и богослужебные правила поместных Церквей, из поколения в поколение передававшиеся сказания о проповеднических подвигах и страстях апостолов и мучеников. Стали составляться первые своды церковной истории. Вместе с творениями отцов Церкви все эти памятники образуют Священное Предание, которое Церковь считает вторым (наряду с Писанием) важнейшим источником христианской веры.
Он особенно заботился о строгом исполнении канонов Церкви, внимательно следя, чтобы в клир вступали только достойные. Неутомимо обходил он свои церкви, наблюдая, чтобы нигде не была нарушена церковная дисциплина, устраняя всякое лицеприятие. Василий Великий написал не только правила для монашества, но и правила для общецерковного употребления, 92 правила вошли в канонические сборники православной церкви.
Василий Великий оставил после себя богатейший вклад в святоотеческую литературу, где его сочинения занимают одно из первых мест – это сочинения, трактаты, беседы, проповеди и богослужебные тексты. Им написаны толкования на 16 глав Книги Пророка Исаии, 13 бесед на псалмы. Особого внимания требуют письма Василия Великого. Их собиранием занимался уже Григорий Богослов. До нас сохранилось 365 писем. Они дают исключительно ценный материал для истории эпохи. Им написаны "Беседы на Шестоднев". В них Василий Великий показывает глубокое знание современных ему научных теорий о сотворении мира, которыми он пользуется для толкования 1 главы книги Бытия. Шестоднев есть описание устроения мира. Святые отцы всегда относились к Библии как к книге о делах Господних, о том, что Он делает. К 375 г. Василий написал книгу "О Святом Духе", где неопровержимо доказывается божественность третьего Лица Святой Троицы, но Сам Дух ни разу Богом не называется, чтобы не оттолкнуть колеблющихся членов Церкви, которые не желали сразу признавать равночестность Святого Духа с Отцом и Сыном.
Болезни от юности, труды учения, подвиги воздержания, заботы и скорби пастырского служения истощили силы святителя. Перед самой смертью Василий Великий нашел в себе достаточно сил, чтобы произнести прощальное слово и рукоположить самых близких учеников. Последними словами святителя были: "В руце Твои предаю дух мой" (Пс.30:6). Согласно святителю Григорию Нисскому, Василий Великий умер на 9-м году епископского служения. Общепринятая дата смерти Василия Великого-1/14 января (н.ст.) 379 г. в возрасте 49 лет, лишь немного не дожив до торжества своих идей на Втором Вселенском соборе. Вся Кесария прощалась со своим пастырем.
Церковь сразу стала праздновать его память. Современник Василия Великого, святой Амфилохий, епископ Иконийский в своем слове в день кончины святителя Василия Великого говорил: "Он принадлежит не одной Кесарийской Церкви, и не в свое только время, не одним соплеменникам своим был полезен, но по всем странам и градам вселенной и всем людям приносил и приносит пользу, и для христиан всегда был и будет учителем спасительнейшим. Не без причины и не случайно божественный Василий разрешился от тела и преставился от земли к Богу в день Обрезания Иисуса, празднуемый между днем Рождества и Крещения Христова. Поэтому сей блаженнейший, проповедуя и восхваляя Рождество и Крещение Христово, превозносил обрезание духовное, и сам, совлекшись тела, удостоился вознестись ко Христу именно в священный день воспоминания Обрезания Христова. Посему-то и установлено в настоящий день ежегодно чтить память Великого празднованием и торжеством".
Ревность о славе Христовой, об утверждении православной веры в тогдашнее смутное время и о водворении порядка и нравственности в Церкви до такой степени проявлялась у Василия, что он заслужил имя "Великого", "славы и украшения церкви".