Найти тему
Книги, кофе, саквояж

Литература провинции наступает на пятки столичной. Рассказываю о повести "Милашка"

Оглавление

Автор повести Евгений Гнездилов, участник Воронежского областного совещания молодых литераторов 2022 года

Главный герой молодой человек по имени Андрей. Живет в провинциальном городе. Работает компьютерным техником, которому по состоянию здоровья пришлось уйти со сносно оплачиваемой, но беспокойной и ненормированной работы у частника на низкооплачиваемую должность в госучреждении.

Умный, честный, но бедный. Вынужден подрабатывать компьютерным мастером по вызову.

Денег не хватает ни на театр, ни на увеселительные заведения. Досуг скрашивается просмотром фильмов из интернета и компьютерными играми. В некотором роде современный вариант Башмачкина героя гоголевской "Шинели", из которой, как известно, вышла вся русская литература.

Социальный подтекст проявляется на протяжении всей повести. Без этого подтекста, без разбросанных по тексту примет и противоречий времени, сюжет мог бы представляться чисто развлекательным и легковесным, вроде юмористических рассказов когда-то популярного "Клуба 12 стульев" в "Литературной Газете". Что тоже имеет право на существование во все усложняющихся условиях бытия современного человека.

Милашка мягкая игрушка вроде Чебурашки из серого пятнистого меха. Главный герой подарил ее на Новый год девушке по имени Алёна, с которой начал совместную жизнь. Отец Алены депутат городской думы не одобрил выбора дочери из-за финансовой бесперспективности молодого человека. А вскоре влюблённым пришлось расстаться из-за "обстоятельств непреодолимой силы".

На ее отца завели дело о коррупции, и ему пришлось уехать за границу вместе с дочерью.

Больше они с Алёной не виделись, если не считать общения по веб-камере.

Милашка по настоянию Алёны осталась у Андрея на память, что несколько странно: ведь это его подарок ей.

Молодой человек почувствовал, что с Алёной ему больше ничего не светит, и стал искать утешения в мимолетных интрижках. Впрочем, выбор у него не велик. О терзаниях героев из-за несбывшегося семейного счастья большинство произведений классической литературы от Карамзина и Лермонтова до Чехова и Бунина.

Попытки найти новую любовь помимо обычных проблем с "несходством характеров" осложнялись то непроходимой глупостью одной из девушек, то попытками неприкрыто манипулировать со стороны другой. Автор вольно или невольно подводит к выводу, что трудолюбивому и честному молодому человеку найти девушку для серьезных отношений в современных реалиях стало ещё сложнее.

И как вынужденный выход из положения — волшебное превращение Милашки в живую девушку (хорошо, что не в куклу-робота, которую не без успеха пытаются создать разработчики искусственного интеллекта для всеобщего цифрового счастья)

Невольно вспоминается русская народная сказка о царевне-лягушке, где главный герой Иван-царевич женился на лягушке по воле судьбы. Иван не сразу узнал, что его жена — Василиса Премудрая, которую Кощей обратил в земноводное существо.

Ситуация с превращением Милашки и новыми чувствами, наверное, не самая блестящая, ибо романтические отношения строятся на ностальгии по Алёне. Но психологически прописаны автором вполне убедительно и забавно в духе старых голливудских молодежных комедий. Хотя и несколько грустно при трезвом анализе такой развязки.

Особенно печально, что Алёна смирилась с разрывом отношений и через некоторое время находит им замену с каким-то иностранцем, с трудом выговаривающим русские слова

Свежий номер журнала
Свежий номер журнала

Текст повести можно почитать тут

© Валерий Богушев,

член СП России