Автор повести Евгений Гнездилов, участник Воронежского областного совещания молодых литераторов 2022 года
Главный герой — молодой человек по имени Андрей. Живет в провинциальном городе. Работает компьютерным техником, которому по состоянию здоровья пришлось уйти со сносно оплачиваемой, но беспокойной и ненормированной работы у частника на низкооплачиваемую должность в госучреждении.
Умный, честный, но бедный. Вынужден подрабатывать компьютерным мастером по вызову.
Денег не хватает ни на театр, ни на увеселительные заведения. Досуг скрашивается просмотром фильмов из интернета и компьютерными играми. В некотором роде — современный вариант Башмачкина — героя гоголевской "Шинели", из которой, как известно, вышла вся русская литература.
Социальный подтекст проявляется на протяжении всей повести. Без этого подтекста, без разбросанных по тексту примет и противоречий времени, сюжет мог бы представляться чисто развлекательным и легковесным, вроде юмористических рассказов когда-то популярного "Клуба 12 стульев" в "Литературной Газете". Что тоже имеет право на существование во все усложняющихся условиях бытия современного человека.
Милашка — мягкая игрушка вроде Чебурашки из серого пятнистого меха. Главный герой подарил ее на Новый год девушке по имени Алёна, с которой начал совместную жизнь. Отец Алены — депутат городской думы — не одобрил выбора дочери из-за финансовой бесперспективности молодого человека. А вскоре влюблённым пришлось расстаться из-за "обстоятельств непреодолимой силы".
На ее отца завели дело о коррупции, и ему пришлось уехать за границу вместе с дочерью.
Больше они с Алёной не виделись, если не считать общения по веб-камере.
Милашка по настоянию Алёны осталась у Андрея на память, что несколько странно: ведь это его подарок ей.
Молодой человек почувствовал, что с Алёной ему больше ничего не светит, и стал искать утешения в мимолетных интрижках. Впрочем, выбор у него не велик. О терзаниях героев из-за несбывшегося семейного счастья — большинство произведений классической литературы от Карамзина и Лермонтова до Чехова и Бунина.
Попытки найти новую любовь помимо обычных проблем с "несходством характеров" осложнялись то непроходимой глупостью одной из девушек, то попытками неприкрыто манипулировать со стороны другой. Автор вольно или невольно подводит к выводу, что трудолюбивому и честному молодому человеку найти девушку для серьезных отношений в современных реалиях стало ещё сложнее.
И как вынужденный выход из положения — волшебное превращение Милашки в живую девушку (хорошо, что не в куклу-робота, которую не без успеха пытаются создать разработчики искусственного интеллекта для всеобщего цифрового счастья)
Невольно вспоминается русская народная сказка о царевне-лягушке, где главный герой Иван-царевич женился на лягушке по воле судьбы. Иван не сразу узнал, что его жена — Василиса Премудрая, которую Кощей обратил в земноводное существо.
Ситуация с превращением Милашки и новыми чувствами, наверное, не самая блестящая, ибо романтические отношения строятся на ностальгии по Алёне. Но психологически прописаны автором вполне убедительно и забавно в духе старых голливудских молодежных комедий. Хотя и несколько грустно при трезвом анализе такой развязки.
Особенно печально, что Алёна смирилась с разрывом отношений и через некоторое время находит им замену с каким-то иностранцем, с трудом выговаривающим русские слова
Текст повести можно почитать тут
© Валерий Богушев,
член СП России