Королева драмы? Бунтующий подросток? Не такая, как все? Просто королева, богиня, вау какая? А может, снежная королева? Рассуждаем о том, как классический троп заставил нас навек влюбиться в странную девочку с выразительными глазами, колкими словами и абсолютным иммунитетом к общественному мнению.
Мистер Дарси, Йеннифэр из Ведьмака, Анна Одинцова, Эдвард Кален, леди Гага, Мадонна и, вполне возможно, стиль изложения мыслей вашей любимой блогерши — все это (и многое другое) построено на архетипе снежной королевы.
Мы считываем архетипы в момент. И любим их за соответствие или талантливо сделанное несоответствие нашим ожиданиям. Это первая часть нашей новой рубрики — #протроптанныедорожки. И мы предупреждаем — после прочтения уже не получится потреблять контент так же, как прежде.
Троп «Снежная Королева», как и прочие архетипичные сюжеты, приемы и персонажи, корнями уходит в мифологию. Скандинавская владычица ледяного ада Хель, вероятно, первый образ, полностью построенный на принципах Снежной Королевы.
Она пугает и завораживает. Манит, притягивает. Она умна, независима, язвительна. Она сильна, спокойна, уверенна в себе. И, разумеется, одинока.
Черты снежной королевы:
Ее обожают и боятся. К ней сложно подступиться, но многие готовы рискнуть, прекрасно понимая, что она причинит им боль.
Мы ожидаем, что снежная королева оттает (особенно, если она — положительный герой), так что неудивительно, что она окружена людьми, готовыми растопить ее ледяное сердце.
Чаще всего, снежная королева — это безэмоциональная темноволосая девушка (парень), обладающая мистической, мрачной красотой, с которой можно говорить ночи напролет. Или блондинка с острыми чертами лица. Безумно прекрасная и дорого одетая. Если не в меха, то хотя бы в костюм от Prada.
Если снежная королева обладает властью, то это обязательно будет железная леди. Она жесткая, умная и боится в этой жизни одного — показаться слабой.
Если снежная королева выступает на стороне добра, то ее холодность, эгоизм и нарциссичность только усиливаются и сильно бросаются в глаза. Протагонистам с ней будет очень нелегко, но зато она первая и коня на скаку остановит, и дверь в горящую избу выбьет с ноги.
Эмоции — не сильная сторона снежной королевы. Зачастую ей сложно проявить эмпатию, понять, чем и кого она обидела, распознать симпатию другого человека к ней. Часто она причиняет сильную боль окружающим и даже не догадывается, что что-то в отношениях с другими пошло не так, пока ей об этом не скажут прямым текстом.
Она любит себя. Снежная королева прекрасно знает себе цену. Она ценит свои достоинства и спокойно принимает свои недостатки.
Сарказм — не маска, а главное оружие снежной королевы. Она настоящая язва, но тонкое чувство юмора превращает ее грубости в еще одну привлекательную манеру поведения.
Снежная королева не боится правды. И не станет подбирать мягкие слова, когда захочет высказать ее вам в лицо.
Лицо снежной королевы практически не выражает эмоций. О ее улыбке мечтают окружающие и зрители или читатели.
«Снежная королева тает» — классическое развитие арки подобного персонажа. Нет, она не меняется целиком, не «расколдовывается», но становится гораздо теплее к своим близким.
То, что снежная королева к вам потеплела, еще не значит, что она полностью предана и открыта вам. Снежная королева использует других. Более того, она предпочитает решать за других, обманывать их для «их же блага» и готова причинить им страшную боль, ради, например, их спасения. Она считает себя выше других, а значит, уверенна в своем праве вертеть близкими, как ей хочется. Обычно подобное поведение открывает ветку роста снежной королевы, в процессе которого она понимает, что так поступать нельзя.
Снежная королева, как и большинство других тропов «сильных женщин», — настоящая стерва. Она отталкивает от себя людей, но работает это по принципу магнита. Чем сильнее отталкиваешь — тем сильнее притяжение.
Уэнсдэй — классическая представительница этого тропа. Весь первый сезон она разговаривает, поступает, выглядит, реагирует так, словно ее создавали по учебнику. И Уэнсдэй нам нравится. Дженна Ортега потрясающе раскрыла для нас этот архетип.
Сериал уже успели поругать за любовную линию (зачем Уэнсдэй парни?), (кстати, любовный треугольник здесь — это отдельная тема для обсуждения); и за «суперизгоемость» Уэнсдэй. Она чужая в школе, чужая в городе, даже в своей семье она — другая, и последнее довольно серьезно противоречит изначальной идее «Семейки Аддамс»: они другие, но другие вместе. Они принимают друг друга такими, какие есть, и не пытаются изменить своих родных. Зачем это было сделано? Троп обязывает. Снежной королеве, если она главная героиня, нужны любовные линии, чтобы раскрыть ее ледяной характер, и проблемы в семье, чтобы показать, что даже с самыми родными ей одиноко.
Остается надеяться, что в следующем сезоне мы сможем наблюдать деконструкцию этого тропа, потому что эксперименты всегда интереснее проторенных дорог. Дженна Ортега точно способна оставить нам лучшее от снежной королевы и показать нечто большее, чем странную, грубую девочку, которую все любят за ее силу, уверенность и острый язык. Ее безумно выразительные глаза уже вышли за рамки тропа. Верим, что сценаристы это заметили.