Найти тему

Учимся не совершать ошибок

Часто бывает сложно объективно оценивать свои успехи. Кому-то кажется, что у него все цветет и колосится, когда это не так. Другому все видится в черном цвете, хотя все, на самом деле не так. Одной из точек развития, когда надо точно знать, что представляет собой бизнес и куда следует идти, является этап масштабирования. И тут надо предельно трезво оценивать свой бизнес, выделяя явные признаки неготовности к переходу на новый этап.

Часто бывает сложно объективно оценивать свои успехи. Кому-то кажется, что у него все цветет и колосится, когда это не так. Другому все видится в черном цвете, хотя все, на самом деле не так.

«Бизнес надо масштабировать»! Этот призыв к расширению часто повторяют как мантру непонятные бизнес-консультанты и коучи. При этом истинная глубина проработки ими вопроса нередко вызывает вопросы. В результате начало масштабирования приводит к тому, что вполне успешный бизнес превращается в убыточный и начинает трещать по швам. При этом сам владелец не понимает, что сделано не так. Есть типичные ситуации, когда ни за что не стоит начинать масштабироваться.

Бизнес не оцифрован

Оцифровка – это не только автоматизация бизнес-процессов, но и возможность взглянуть на него со стороны, увидеть узкие места. Внедрение CRM-систем, электронного документооборота помогает не быть в плену у узких специалистов. Цифровизация – дело не одного дня. Поэтому ее надо проводить до масштабирования.

Что делать: Найти специализированные IT-решения. Важно, чтобы они подходили под запросы конкретного бизнеса, были совместимы и интегрируемы друг с другом. Тут стоит обратить внимание на возможности подобрать программы по выгодной цене без риска нарваться на санкционные ограничения.

Часто бывает сложно объективно оценивать свои успехи. Кому-то кажется, что у него все цветет и колосится, когда это не так. Другому все видится в черном цвете, хотя все, на самом деле не так.-2

Ручное управление

Когда все бизнес-процессы завязаны на собственнике, его отсутствие может стать фатальным. При этом в процессе масштабирования он физически не может все контролировать. Вначале, когда нужно отладить бизнес-процессы, такая многозадачность бизнесмена нередко оправдана, но при расширении может стать стоп-фактором. С масштабированием компании не получится клонировать себя, времени в сутках тоже не прибавится. Поэтому вместо роста прибыли на выходе получатся переработки, стресс и выгорание.

Что делать: Постепенно делегировать рабочие процессы другим сотрудникам, передавить их на аутсорсинг, автоматизировать рутинные задачи, оцифровывать бизнес.

Изначально убыточная финмодель

Масштабирование в этом случае не только не улучшит финансовую ситуацию, но и усугубит ее, т.к. этот процесс также требует вложений. Постоянные кассовые разрывы, закредитованность и т.д. – таков будет логичный итог.

Что делать: оптимизировать процессы, снизить себестоимость, пересмотреть маркетинговую стратегию, общую модель бизнеса, найти новые рынки сбыта.

Часто бывает сложно объективно оценивать свои успехи. Кому-то кажется, что у него все цветет и колосится, когда это не так. Другому все видится в черном цвете, хотя все, на самом деле не так.-3

Нет рынков сбыта

Производства ради производства в бизнесе не бывает. Предприниматель должен уметь продавать то, что произведено.

Что делать: заранее проанализировать новый рынок сбыта. Найти альтернативные варианты, например, маркетплейсы или стать поставщиком других компаний. Если ищете варианты – в помощь специализированные сервисы, где можно найти новые рынки, стать поставщиком и т.д.

Кадровые проблемы

Ситуация: предприниматель – и владелец, и сотрудник. При этом он не считает это за переработку и не платит себе дополнительную зарплату. Так часто бывает, хотя часто он работают больше остальных. Например, заменяет недостающих сотрудников, занимается маркетингом, доставкой и стоит за кассой. При масштабировании так быть не должно, оно требует внимания на новых, часто ключевых участках.

Часто бывает сложно объективно оценивать свои успехи. Кому-то кажется, что у него все цветет и колосится, когда это не так. Другому все видится в черном цвете, хотя все, на самом деле не так.-4

Еще одна проблемная ситуация с кадрами – набор новых сотрудников при расширении штата. Например, в маленьком городе может не хватать квалифицированных кадров, а желающих переезжать найти крайне сложно.

Что делать: Провести кадровый аудит внутри компании. Возможно, некоторые сотрудники готовы занять более высокие позиции и при необходимости переехать в другой город. Начать тестовые размещения вакансий. Заранее просчитать затраты, в том числе временные, связанные с увеличением штата и обучением новых сотрудников.