Найти тему
Июньский кот

Альтернативная история Второй мировой войны: падение Москвы. Часть 5, штурм Мальты

Продолжаем цикл статей по альтернативной истории Второй мировой войны, а именно той версии, где немецкие войска в августе 1941 году начали наступление на Москву, вместо состоявшегося в реальной истории наступления на Украину. Материал взят из книги "Московский выбор" Дэвида Даунинга. Предыдущая статья - здесь.

Подготовка к захвату Мальты началась еще феврале 1942 года. Было решено проводить бомбардировки с помощью крупных авиасоединений. Целью была выбрана Главная Гавань (Гранд-Харбор), и три основных аэродрома – Халь Фар, Лука и Такали.

Результат получился впечатляющим. Британские корабли были вынуждены покинуть гавань, подлодки всплывали только ночью. Судоверфь остановилась. Аэродромы работали с перебоями. В последние две недели марта немцы перенесли внимание на второстепенные объекты – лагеря, казармы, склады, дороги. К апрелю потери стали невосполнимы. Прохождение конвоев через Мальту оказалось полностью заблокировано. На самом острове возникли тяжелые проблемы с продовольствием, углем, топливом, даже с питьевой водой. Возник дефицит боеприпасов для артиллерии ПВО.

В таких тяжелых условиях остров должны были защищать 23 тысячи человек, 13 пехотных батальонов и Мальтийский полк.

Наземное вторжение на остров было назначено на апрель. Было подготовлено 30 тыс. человек для воздушного десанта, и 70 тыс. человек для морского десанта, среди них – 6 итальянских дивизий. Предполагалось использовать планеры, в первый день было возможно перебросить по воздуху 12 тыс. человек.

В три часа дня, 12 апреля 1942 года, к Мальте с востока приблизилась армада транспортных самолетов Ю-52. Британская ПВО оказала некое сопротивление, но была подавлена истребителями. У аэродрома Халь Фар началась массовая высадка десантников парашютным способом, всего 4 тысяч человек, от огня ПВО погибло 5% десантников. Авангард 7-й воздушно-десантной дивизии распаковал тяжелое вооружение и минометы и приготовился к наступлению на юг, в сторону Халь Фар. На земле были расстелены флаги со свастикой для самолетов следующей очереди.

Вечером 12 апреля в море вышли транспортные суда под охраной линкоров. Командующий гарнизоном Мальты генерал Бик догадывался, что будут более крупные волны десантов, и стал пассивно готовится к их прибытию, что было ошибкой, так как следовало атаковать десантников, двигавшихся к Халь Фару, пока они не захватили аэродром.

В 16-30 высадились еще 9 тыс. человек, половину из них составляли немцы. В это же время уже шло сражение за Халь Фар. К 21 часу на западе аэродрома был захвачен плацдарм 4 км на 1 км. На северном и западном фланге действовала итальянская дивизий Фольгоре, на восточном фланге и к северу от Халь Фара действовала 7-я воздушно-десантная дивизия. Ночью немцы и итальянцы обстреливали из минометов позиции 231-й пехотной бригады, а утром снова атаковали британцев с целью вытеснить их на север и восток от аэродрома.

Но сопротивление британцев было упорным, и к утру 13 апреля немцам стало ясно, что залив Марса Широкко очистить от британцев для высадки морского десанта они не успевают. В три часа утра первые корабли вошли в северную часть залива. Итальянские десантники начали высаживаться на заминированный пляж под огнем британцев, потери достигли 40%. Большая часть снаряжения и вооружения, включая легкие танки, пошла на дно.

Генерал Бик на рассвете приказал войскам отходить с оборонительных позиций на юго-восточную часть острова, но было поздно, при дневном свете пехота стала попадать под обстрелы немецкой авиации, возобновившей налеты.

На рассвете был взят аэродром Халь Фар. Началась высадка планерного десанта. Планеры DFS230 высаживали пехоту, а из Гигантов выкатывались гаубицы, 75-мм пушки и легкие танки.

Дивизии Фольгоре и 7-я воздушно-десантная продолжили наступать, к ночи уже разгорелся бой за аэродром Лука.

Британский Гибралтарский флот под командованием Сифрета получил приказ подойти к Мальте и атаковать места высадки противника. Но авианосцы должны были вернуться в Гибралтар. Сифрет обстреливал плацдарм противника в течение нескольких часов утром 14 часов, но после появления немецкой авиации был вынужден отойти.

В Лондоне наконец поняли серьезность ситуации. Успешного для британцев окончания сухопутной битвы за Мальту не предвиделось. Под воздействием немецкой авиации морская эвакуация гарнизона Мальты была невозможна.

Крупные бои на острове продолжались еще несколько дней, а бои в пещерах – еще несколько недель. Но сражение за Мальту было проиграно 13 апреля, после взятия десантом аэродрома Халь Фар. Муссолини решил посетить Мальту, но передумал – Египет показался куда более интересным местом для визита.

Здесь находится список всех статей по альтернативной истории.

Уважаемые читатели и подписчики, я дорожу вашим вниманием, спасибо, что вы со мной. Радует, что количество подписчиков канала постоянно растет. Получая ваши «лайки», я вижу, что пишу не зря. Это вдохновляет. Буду и дальше стараться освещать вопросы истории и не только.

Также приглашаю читателей в свой новый проект на sponsr.ru. Именно там я буду выкладывать статьи в первую очередь, через время продублирую их на Дзен. Кроме того, в новом проекте вас ждут дополнительные статьи, которые я не могу полноценно публиковать здесь из-за плотной цензуры Дзена. Всех, кому интересна история без цензуры, буду рад видеть на своей странице на sponsr.ru.