Получил по эл. почте такую репродукцию с молчаливым предложением: что скажешь?
Посылка была без автора, названия и даты (пришлось пользоваться поиском по картинке). Пославший в вечной обиде на меня за художников, потому что я, получается, сильно ограничиваю тем свободу воли, считая, что ими движут всякие там искусствоведческие законы. И это-де мои выдумки. Сам он не ощущает никаких законов над собою.
Я не вполне на высоте оказался, хоть шик отметил сразу и верно – это академическое салонное искусство. Со своими недостатками:
«…идеально вылизанные полотна на академические темы с абсолютным отсутствием реальных эмоций у персонажей. Все должно было выглядеть как постановка, никаких лишних движений, никакой спонтанности. Подобно театральной сцене» (Parnas on-line gallery).
Кусаемому ничего не стоит крутануться, и он от зубов ушёл, но… Надо ж создать повод для изображения так напряжённых мышц… И можно наплевать, что в «Божественной Комедии» кусаемый ровно отвечает на вопрос Данте:
… предо мной две бледных голых тени,
Которые, кусая всех кругом,
Неслись, как боров, поломавший сени.
.
Одна Капоккьо в шею вгрызлась ртом [при жизни этого Капоккьо Данте, видно, его знал и вот узнал]
И с ним помчалась; испуская крики,
Он скреб о жесткий камень животом.
.
Дрожа всем телом: "Это Джанни Скикки, -
Промолвил аретинец. - Всем постыл,
Он донимает всех, такой вот дикий".
.
"О, чтоб другой тебя не укусил! [логика Данте не понятна]
Пока он здесь, дай мне ответ нетрудный,
Скажи, кто он", - его я попросил.
.
Он молвил: "Это [и т.д. таким ровным тоном]
Для напряжённых мышц это не годится.
А Данте нужен, в частности, для роскошно падающих складок его плаща. Он с Вергилием здесь, в аду, неприкасаемые, но то никак живописно не обозначено, кроме непонятного положения тут и не тут.
Самое важное – угодить новым (после поражения революции 1948 года) хозяевам жизни (с каждой новой революцией наверх поднимались новые малокультурные) – это чтоб была плоть, как живая. – «Пожжа… К вашим услугам». – «А что у живописи могут быть свои интересы?» – «Меня, Бугро, не касается».
За то академистов и презирали.
Но лоск, но блеск – было на что клевать.
Я сам от этого лоска у Бугро балдею (см. тут). – Так зато я и борюсь со своим отроду плохим вкусом.
5 декабря 2022 г.