1980-е годы были эпохой открытий для жанра ужасов, а также временем странной нормализации. Фильмы ужасов, наконец, избавились от желтка триллеров и приключенческих историй, зародившихся в 1970-х годах, и создали серию фильмов, которые были исключительно заинтересованы в том, чтобы вызвать у зрителей ужас. Кто-то может возразить, что «Челюсти» по своей сути все еще являются приключенческим боевиком, но что, черт возьми, вы бы назвали «Техасская резня бензопилой», как не ужас? Экспериментальный дадаистский нуар с участием какого-то сумасшедшего клоуна с бензопилой?
Это было время, когда жанр зарождался и обретал доверие, 1980-е — это время, когда жанр нашел себя, а 1990-е — время, когда он утвердился в пантеоне других. Мы впервые встретились с мисс Вурхис и ее сыном Джейсоном в 80-х годах. Эти фильмы были дешевы в производстве, и люди толпами приходили посмотреть их, хотя бы из-за неуместной наготы и ведер с фальшивой кровью. Людям нравилось наблюдать, как монстры делают свое дело издалека, и хотя денег никогда не было в таком изобилии, как было бы с повальным увлечением комиксами, прибыльная причуда все еще продолжалась.
Легко представить это десятилетие как эпоху продолжающегося правления Джейсона, Фредди, Чаки и Кожаного Лица, но 1980-е также заложили основу для некоторых из наиболее важных стилистических решений жанра, который существует сейчас. Лучшие фильмы той эпохи превзошли дешевизну, легкомыслие и легкие удовольствия франшиз, чтобы раскрыть истинные острые ощущения и тревожную природу убийц и монстров. «Нечто» рассказывает историю о группе мужчин, поглощенных инопланетной силой, которая копирует их, но помимо истории Джон Карпентер снял фильм, как если бы это был утерянный сценарий Антониони. Для чего бы то ни было, «Сияние» это жестокое самобичевание и пугающе убедительный портрет ума, оторвавшегося от повседневной жизни, семьи и личности.
Вот где хоррор стал важным, новый жанр, наполненный жестокими, выразительными образами, которые открывают все новые области политических, социологических и культурных дискуссий. Лучшие фильмы ужасов 1980-х, не все ушли так далеко в эфир, как Кубрик или Карпентер. И тот факт, что настоящие, зрелые художники нашли в этом жанре не только пристанище, но и славу, говорит о том, что о его полной силе еще даже не догадывались.
Вот 50 лучших, выпущенных ужастиков в 1980-х годах.
____________________________
50. К.Г.П.О. / C.H.U.D. (1984)
КиноПоиск: 5.7
IMDb: 5.6
Это шумное чудо является чем-то вроде местного шедевра в Нью-Йорке. Снятый на месте среди вонючих, усыпанных мусором улиц города, который никогда не спит, «К.Г.П.О.» подробно описывает борьбу между обитателями Нью-Йорка и армией гуманоидных подземных жителей-каннибалов.
Людей представляют молодой Джон Херд и очень долговязый Дэниел Стерн. В фильме нет ничего особенно жестокого, но сами существа — великолепные дешевые произведения отчаянного изобретательства.
____________________________
49. Существо в корзине / Basket Case (1981)
КиноПоиск: 5.9
IMDb: 6.2
Основанный в потрепанном мозгу Фрэнка Хененлоттера и обладающий бюджетом, который заставил бы плакать даже самого способного независимого продюсера, «Существо в корзине», скорее всего, никогда не должен был породить бешеный культ, но если какой-то из комедийных ужастиков 80-х заслужил такое святое будущее, это, безусловно, он.
Следуя за наивным молодым человеком по имени Дуэйн Брэдли и его не очень дружелюбным приятелем в кровавой охоте на доктора, который разделил Дуэйна и его теперь ужасно деформированного (телепатического!) сиамского близнеца, Баскет Кейс использует немного кроненберговского гротеска, черту линчевского ужаса и множество чрезмерной крови для бесстрашно уникальной смеси ужасов гонзо.
Сюжет сам по себе достаточно сумасшедший, чтобы квалифицировать этот фильм как весьма неприятный, но сюжетная линия фильма в значительной степени является оправданием поп-психологии.
____________________________
48. Ночь кометы / Night of the Comet (1984)
КиноПоиск: 5.8
IMDb: 6.3
Что бы сделали дети в 1980-х, если бы апокалипсис пронесся по миру незаметно для них? Такова установка для этой очень забавной, довольно устаревшей комедии ужасов, которая начинается, когда квартет подростков запирается в проекционной будке в мультиплексе торгового центра. Это каким-то образом позволяет им пережить какое-то событие уровня вымирания, которое оставило бродячие банды кровожадных мутантов на улицах.
____________________________
47. Клоуны-убийцы из космоса / Killer Klowns from Outer Space (1987)
КиноПоиск: 6.1
IMDb: 6.2
Готов поспорить, что нет другого фильма, в котором космический корабль в форме циркового шатра терпит крушение в поле и выпускает на сельскую местность похожих на клоунов инопланетных чудовищ. (Если есть еще один, пожалуйста, дайте мне знать.) Это удивительно веселые и динамичные часы, полные клоунских шуток, столь же жутких, сколь и умных. Что касается моей любимой части мифологии клоунов-убийц, то я разрываюсь между коконами из сахарной ваты и методом победы над клоуном: выстрелом им в нос. Если это вызывает у вас улыбку, то «Клоуны-убийцы из космоса» вам точно понравятся.
____________________________
46. Детские игры / Child's Play (1988)
КиноПоиск: 6.8
IMDb: 6.6
Чаки, кошмарная кукла, была творением Дона Манчини, который сделал карьеру из жуткого персонажа. На сегодняшний день во франшизе «Детские игры» восемь фильмов, включая перезапуск 2019 года с Обри Плазой и Брайаном Тайри Генри в главных ролях. Но чтобы по-настоящему понять, с чего началось увлечение Чаки, вам нужно вернуться к оригинальному фильму 1988 года «Детские игры».
История рассказывает о серийном убийце по имени Чарльз Ли Рэй, которого смертельно застрелил детектив из отдела убийств в Чикаго. Его душа переносится в детскую куклу, закладывая основу для всей франшизы. Далее следует напряженный, временами пугающий триллер, в котором только что купленная кукла оживает и начинает совершать убийства и хаос, командуя своим новым владельцем, Энди. Послушайте, куклы и так достаточно жуткие, поэтому, когда у одной из них есть автономия, чтобы бегать, ругаться и убивать любого, кто смотрит на него не так, вы знаете, что у вас в руках классика ужасов. Добавьте к этому тот факт, что эта кукла почти бессмертна, и теперь у вас есть франшиза.
____________________________
45. Князь тьмы / Prince of Darkness (1987)
КиноПоиск: 6.2
IMDb: 6.7
«Князь тьмы» — один из самых странных выходов Джона Карпентера, но он по-прежнему пронизан его неукротимой странностью и пугающим талантом передавать страх и угрозу с одинаковой силой. Здесь он снова танцует танго с Дональдом Плезансом (обреченный доктор Лумис из «Хэллоуина»), который играет священника, убеждающего местного профессора из Лос-Анджелеса, чтобы привести свой класс в заброшенную церковь, где он считает, что выследил сущность Сатаны.
Карпентер не поклонник организованной религии, и здесь он, кажется, действительно дает волю своей светской ярости. Прячась от легионов одержимых и сражаясь с ними, у Карпентера достаточно времени, чтобы дать волю своему природному таланту к боевикам категории Б.
____________________________
44. Капля / The Blob (1988)
КиноПоиск: 6.7
IMDb: 6.6
В последние годы наблюдается засуха в фильмах ужасов о существах, и это вопиющий позор. К счастью, за последние десятилетия мы хорошо и по-настоящему покрыты практически всеми мыслимыми видами тварей. Показательный пример: «Капля» 1988 года. Этот ремейк одноименного фильма 1958 года оживляет аморфное, кислотное, похожее на амебу существо и позволяет ему ползти по сельской местности Калифорнии, пожирая все на своем пути.
____________________________
43. Вкусная дрянь / The Stuff (1985)
КиноПоиск: 5.4
IMDb: 5.9
Что такое «Вкусная дрянь»? Какая-то белая жижа, которая однажды пузырится из-под земли и оказывается чрезвычайно питательной и не содержит калорий, несмотря на такой приятный вкус. Поскольку она имеет приятный вкус, то заставляет людей чувствовать себя хорошо, прежде чем кто-либо спросит, почему его выкачивают из земли, упаковывают, продают и продают. Спустя годы эта фигня оживает и начинает поглощать все на своем пути.
Фильм Ларри Коэна скорее глупый, чем страшный. Он воссоздает многие культовые сцены ужасов (например, окровавленную кровать в «Кошмаре на улице Вязов») с зефирной текстурой. Что действительно важно, так это то, что мы должны бояться не только острых предметов, которые могут нас проткнуть, но и кажущихся безобидными повседневных вещей, которые мы постоянно пополняем и пополняем, не задумываясь. Не становитесь рабом своих «вещей».
____________________________
42. Восставший из ада / Hellraiser (1987)
КиноПоиск: 7.1
IMDb: 6.9
Имя Клайва Баркера стало синонимом жанра ужасов, точно так же, как его первый полнометражный фильм « Восставший из ада» стал символом садомазохистов, поклонников боли, одетых в кожу. Оба описания подходят, хотя в оригинальном фильме Баркера 1987 года гораздо больше, чем просто фетишизм. Здесь есть глубокая мифология, довольно оригинальная, которая началась с повести Баркера «Сердце, связанное адом», и была продолжена в многочисленных фильмах-сиквелах, комиксах, романах, видеоиграх и многом другом.
А все началось с фильма «Восставший из ада», который исследует связанные между собой ощущения боли и удовольствия на нескольких уровнях. Главные игроки — Ларри Коттон и его вторая жена Джулия, которая изменила ему с его братом Фрэнком вскоре после свадьбы. Это создает одну из самых причудливых, но богатых мифологий в истории кино: одержимость Джулии Фрэнком продолжается и после его смерти и омолаживается, когда сам Фрэнк воскресает. Однако Фрэнку нужна свежая кровь, чтобы вернуться к своему полному здоровью, кровь, которую Джулия с радостью поставляет, заманивая мужчин обратно в заброшенный дом детства Фрэнка и принося их в жертву.
И все же, как бы ужасно это ни было, это обыденно по сравнению с прибытием сенобитов, существ из другого измерения, одержимых плотскими переживаниями, разъясняющими крайности боли и удовольствия. Их дизайн и присутствие фантастичны в прямом смысле этого слова, а практические эффекты, демонстрируемые здесь, сегодня так же ужасны, как и в 1987 году. Если вы не видели оригинал или любое из продолжений, « Восставший из ада» — идеальное место чтобы начать.
____________________________
41. Смертельная забава / The Funhouse (1981)
КиноПоиск: 5.6
IMDb: 5.9
В случае со «Смертельной забавой», это настолько же дешевый дизайн передвижного карнавала, где центральный квартет подростков оказывается бессвязным, как и ущерб, нанесенный оборудованию, и общий возраст всего этого. В простой истории, в которой кровожадное мутантное существо охотится на вышеупомянутых подростков, есть что-то вроде внешнего страха. Человек, который управляет домом с привидениями и забавой, не заботится об эффективности своих замыслов или аттракционов, но его личная жизнь полна невообразимого бремени и бесконечного ужаса. Точно так же неодушевленная маска, которую носит убийца, скрывает непривлекательное лицо, но этот убийца под руководством Хупера оживляет ужасы карнавального дома после того, как многие годы эти образы отвергались как отстойные или старомодные.
Спасибо, что читаете нас.
Подписывайтесь на нас в телеграмм - https://t.me/filmoclub
Именно там и произошло зарождение КИНО CLUB-а