Найти в Дзене

Когнитивное обучение: что это такое и его виды.

Что такое когнитивное обучение? Когнитивное обучение – это вся наша жизнь. Мы учимся через опыт, эмоции, новости, через наши личные отношения с другими людьми, и т.д. … Наша учёба, образование которое мы получаем, определяют то, кем мы являемся.  В этой статье мы расскажем о том, как научные знания о работе мозга можно применять в образовании. Для того, чтобы лучше учиться самим и обучать других, попробуем разобраться в формах и методах когнитивного обучения. Возможность повысить обучаемость нашего мозга - в наших руках! Начнем! Виды обучения 1. Имплицитное обучение Имплицитное обучение – это обучение, при котором мы не осознаем, что получаем знания, т.е. образовательный процесс происходит неосознанно. Основной характеристикой этого вида когнитивного обучения является его непреднамеренность, поскольку обучающийся не знает о том, что он учится, а процесс обучения заключается в автоматическом выполнении каких-либо действий. Некоторые виды деятельности мы осваиваем непреднамеренно, напр
Оглавление

Что такое когнитивное обучение? Когнитивное обучение – это вся наша жизнь.

Мы учимся через опыт, эмоции, новости, через наши личные отношения с другими людьми, и т.д. …

Наша учёба, образование которое мы получаем, определяют то, кем мы являемся.  В этой статье мы расскажем о том, как научные знания о работе мозга можно применять в образовании.

Для того, чтобы лучше учиться самим и обучать других, попробуем разобраться в формах и методах когнитивного обучения.

Возможность повысить обучаемость нашего мозга - в наших руках!

Начнем!

Виды обучения

1. Имплицитное обучение

Имплицитное обучение – это обучение, при котором мы не осознаем, что получаем знания, т.е. образовательный процесс происходит неосознанно.

Основной характеристикой этого вида когнитивного обучения является его непреднамеренность, поскольку обучающийся не знает о том, что он учится, а процесс обучения заключается в автоматическом выполнении каких-либо действий.

Некоторые виды деятельности мы осваиваем непреднамеренно, например, разговор или ходьба. Мы запоминаем многие вещи неосознанно, имплицитно.

2. Эксплицитное обучение

В отличие от имплицитного обучения, эксплицитное поведение характеризуются намерением учиться и осознанием этого. Можно привести множество примеров эксплицитного обучения, например, чтение этой статьи – также пример эксплицитного обучения, поскольку вы её читаете с целью приобрести знания.

Эксплицитное обучение, являясь осознанным, требует внимания и усилий для продолжения учёбы.

3. Кооперативное и коллаборативное обучение

Кооперативное обучение – это обучение в группе. Например, когда школьник выполняет задания вместе с одноклассником или одноклассниками. Целью этого вида обучения является то, чтобы каждый обучался согласно своим способностям и одновременно учился работать в команде и улучшал результаты командной работы.

Четырьмя столпами когнитивного обучения являются: позитивная взаимозависимость, индивидуальная ответственность, равное участие и одновременное взаимодействие.

Похожим (однако, не идентичным) является коллаборативное обучение. При этой форме обучения, как правило, человек, который даёт тему или задание для группы (преподаватель, воспитатель и т.д.), находится вне её.

Учиться вместе – учиться лучше

4. Смысловое обучение

Этот вид обучения включает когнитивную, эмоциональную и мотивационную составляющую и представляет собой процесс организации информации и ее связи с накопленным ранее учеником опытом. Новая информация накладывается на наш опыт. Таким образом, полученное знание становится уникальным для каждого человека, поскольку наш жизненный опыт различается. Это как учиться через призму собственного восприятия.

5. Ассоциативное обучение

Если вам известно о собаках Павлова, то вы уже наверняка знаете что такое ассоциативное обучение.  Оно предполагает связь между определённым стимулом и поведением. В случае с собаками Павлова при их кормлении звонили в колокольчик, в результате чего каждый раз при звуке колокольчика у собак начинала выделяться слюна.

6. Привыкание и сенсибилизация: неассоциативное обучение

Эти два процесса являются составляющими одного и того же вида обучения: неассоциативного. Данный вид обучения определяет происходящие в нас перемены в результате действия постоянного стимула или раздражителя. Привыкание является примитивным видом научения, позволяющим нам адаптироваться к окружающей среде. Это повседневное и очень часто встречающееся явление в наши дни. Оно происходит, когда мы прекращаем обращать внимание на какой-то раздражитель или стимул (уменьшение ответа на стимул). Хороший пример привыкания демонстрируют люди, живущие рядом с шумной автострадой. Сначала они слышат сильный шум, а по прошествии нескольких недель происходит привыкание, и этот шум уже не мешает так как ранее.

С другой стороны, сенсибилизация является обратной реакцией: наш ответ на повторяющийся символ увеличивается. Другими словами, чем чаще повторяется стимул, тем больше мы на него реагируем. Сенсибилизация является очень примитивным и адаптивным видом обучения.

7. Обучение методом открытия

Когда мы активно ищем какую-то информацию и нашим мозгом овладевает любопытство, мы обучаемся в результате сделанного открытия. При этом виде когнитивного обучения, человек изучает, интересуется, запоминает, соотносит различные понятия и адаптирует их к своей когнитивной схеме.

8. Наблюдающее обучение или имитация

При этом виде опосредованного обучения происходит подражание какой-либо модели. В этом когнитивном процессе задействованы зеркальные нейроны. Имитация – мощное оружие обучения.

9. Эмоциональное обучение

Этот вид обучения предполагает эмоциональное развитие индивидуума. Эмоциональный интеллект развивается на базе этого вида вида обучения, которое помогает научиться управлять собственными эмоциями. Кроме того, эмоции играют важнейшую роль для других видов обучения, о которых мы расскажем дальше.

10. Обучение через опыт

Наш опыт – лучший учебник. Мы запоминаем уроки, которые нам непрестанно подкидывает жизнь. Этот вид обучения одновременно является как очень мощным, так и весьма субъективным, поскольку, как и при осмысленном обучении, все мы очень разные, и наш жизненный опыт различен.

11. Обучение через память

Этот вид обучения основан на использовании памяти, на закреплении в ней определённой информации.  Отличие смыслового обучения от обучения через память заключается в том, что последнее работает как самописец, и нет необходимости, чтобы учащийся понимал то, что он запоминает.

12. Рецептивное обучение

Это пассивный вид обучения, основанный на том, что ученик только получает информацию, которую он должен запомнить. Пример данного вида обучения – в классе на уроке, когда ученики, сидя за партой, слушают учителя.

13. Метакогнитивные стратегии

Важно упомянуть эти стратегии для того, чтобы лучше понять как мы учимся. Научиться учиться. Познать самого себя, свои способности и навыки, чтобы понять, как лучше учиться в зависимости от ситуации.

Каждый человек – это целый мир. Совершенного и универсального для всех метода обучения не существует. Поэтому знать свои сильные и слабые стороны полезно при обучении.