Концепция лидерства, родившаяся ещё на форуме «Селигер», и которую продолжают применять — устарела и больше не работает. Об этом говорят эксперты в сфере развития НКО — Евгения Рудина-Ладыжец, Тамара Славинская и Иван Тарасов.
Команда экспертов является сотрудниками благотворительного Фонда Тимченко. В их сфере деятельности развитие в малых городах и территориях солидарных сообществ, дополнительного образования и аналитическая работа. Вместе они стали финалистами единственного в России Кейс-чемпионата управления НКО «Разумеется» и попали в ТОП-11 лучших среди 125 команд из разных регионов.
«Чтобы объединить людей, лидер должен быть неклассическим, не тем, которого воспитывали ещё со времен «Селигера» — с позицией, «я тут главный и буду всё решать». Наоборот, он должен слышать, объединять, уступать и давать другим право на ошибку», — говорит Евгения.
«Лидерство — устаревшая концепция. Нужно искать не самых активных, а по иным параметрам и критериям — другие группы, других людей», — считает Иван.
«В дальнейшем потребность в таких людях будет только возрастать. Но пока для их формирования нет даже методологии. Было бы здорово создать новую школу, нацеленную именно на тех, кто может вдохновить и объединить людей в малых территориях», — поясняет Тамара.
Среди возможных партнёров такого проекта участники кейс-чемпионата видят средний бизнес, который заинтересован в развитии профессиональных сообществ и повышении лояльности аудитории. Это может стать отправной точкой.
Например, это могут быть компании из сферы услуг, сети продовольственных магазинов по типу «Лента», которые есть в большинстве регионов.
«Мы видим, что на небольших территориях крупные магазины или торговые центры становятся точками притяжения, развлечения, местами, где можно собраться. Такие компании и крупные ритейлеры могут стать инициаторами новой школы лидеров местных сообществ. Это часть социальной ответственности бизнеса», — считает Евгения.
Также среди потенциальных инициаторов программы по подготовке новых лидеров могут стать информационные системы и развлекательные платформы.
«Если мы говорим о формировании новых лидеров, то есть риск, что крупный ритейл и подобные компании просто их «задавят». Люди не смогут раскрыться. Стоит попробовать подключать в качестве партнёров платформы вроде «Госуслуги». Но и те, и другие нацелены на аудиторию мегаполисов, а не на малые территории — вот это проблема. Возможно, стоит обратиться к неожиданному опыту, например, к кейсу «Пикабу» — там совершенно другой способ создания контента и отношения к нему среди обычных пользователей», — делится Иван.
Подробнее проблему развития социальных организаций в малых городах и отдалённых территориях раскрывает эксперт кейс-чемпионата «Разумеется», член российского Совета по правам человека Светлана Маковецкая. Она считает, что неравномерность расположения НКО в России огромная, и это отличает нас от остального мира. Об этом в материале «ТОП-6 проблем НКО: нужно решить, чтобы «сохранить кислород».