В продолжение "Последний полет...".
На месте нахождения партизанского аэродрома установлен памятный знак.
Вот отредактированная версия на сайте:
https://www.savehistory.by/karta/mesto-partizanskogo-aerodroma-dubnitskoe/
Я Канаш Федор Макарович, 1914 года рождения. Родился в д. Будо-Софиевка. Партизанский связной.
В 1943 году Лельчицкий край стал партизанским краем. Тут уже были и соединение Ковпака, которое освободила наш горродской посёлок в первый раз. И образовалось уже много наших партизанских бригад.
Но весной 1943 года, здесь, близ села Дубницкое располагалось партизанское соединение Сабурова. Именно командир этого соединения, А.М. Сабуров и решил, что наши лельчицкие леса, в которых растут высокие вековые дубы, станут хорошим местом для аэродрома.
Местные жители не понимали сразу, как же сделать так, что бы аэродром был незаметным для вражеских войск. Многие понимали, что фашисты быстро поймут, что тут действует аэродром. Конечно же, многие боялись расправы карателей. Уже сгорели дотла дома с жителями в деревнях Милошевичи, Приболовичи, Глушковичи и Тонеж. Знали люди, какова будет им плата за постройку аэродрома. Но, когда в марте пришло время, каждый пришел помогать. Никто не остался в стороне.
В марте 1943 года в лесу недалеко д. Дубницкое, рядом с вековыми дубами был построен партизанский аэродром.
И действительно, если человек не знал, где именно он находится, то и не найдет. И, пусть многие местные жители принимали участие в строительстве партизанского аэродрома, все знали, никто не выдаст.
На аэродроме были установлены дежурства. Поддерживали огонь в сигнальных кострах. Костры должны были гореть в любую погоду, не важно, снег или дождь. Самолет должен найти площадку для посадки.
И, многие сразу говорили, думали, кто же сюда полетит. Ведь Лельчицкий край стоит словно в дали ото всех остальных.
Но, ждать долго не пришлось. Уже в скором времени над нашим аэродромом появился самолет, который сбросил первый груз. Он летел с парашютом. Кто-то из женщин сказал, что похож на одуванчик в небе. Большой был одуванчик. Это был груз с медикаментами, оружием и прочими вещами для партизан-сабуровцев. Попали не совсем на площадку аэродрома, но рядом.
За все время существование аэропорта, такие одуванчики часто появлялись в небе.
И чуть ли не каждую ночь сюда приземлялись самолеты. Часто их обстреливали на подлете фашисты. Но поражал героизм пилотов. Почти во тьме они находили нас и сажали свои самолеты. А после, когда солнце только начало вставать над землей, взлетали их медные крылья и скрывались в облаках.
Пилоты говорили, что благодаря нашему аэродрому, был создан настоящий воздушный мост: Большая земля – Дубницкое. А уж после они летели на Украину или куда-то еще. Раньше такой перелет был затруднителен, так как за световой день его не совершишь. А построив тут аэродром, мы сделали большое дело.
Иногда самолеты оставались на ночь, а иногда на дневку. По разному бывало. Одни летали ночью, другие днем. Но в основном ночью, что бы не попасть под вражеский обстрел.
Неутомимо и смело действовали летчики авиаполка Валентины Степановны Гризодубовой. В любую погоду, под носом у ночных фашистских стервятников, прорывались они в нашу зону, делали круг над сигнальными кострами и приземлялись.
Женщины наши местные, все хотели поговорить с женщинами-пилотами. Не видели до этого женщин-пилотов, вот и интересно было. И те всегда добродушно и подробно отвечали на все вопросы.
Помнится, был такой случай на партизанском аэродроме, у самолета не выпустились шасси. Тогда летчик Осавин посадил самолет «на брюхо». На следующую ночь были доставлены запчасти, прилетели механики, для того, что бы устранить неисправность. Вот так все это действовало. Четко, отлаженно, как часы.
Да, этот аэродром был важен для партизан. Но и для местных жителей тоже стал, словно вторым дыханием, ниточкой жизни между Лельчицами и Советским Союзом. Благодаря этому аэродрому в районе вновь появились лекарства, возможность вывозить больных и раненых в город. Днём грузы сбрасывали на парашютах, а ночью аэропорт никогда не пустовал. Лётчики, пролетая мимо Лельчиц, знали, что здесь они могут отдохнуть.
Женщины из деревни всегда приносили на аэродром еду, что бы накормить пилотов.
Прибегала и ребятня. Послушать истории пилотов, повосхищаться самолетами.
Знаю я о деятельность аэродрома много, так как был партизанским связным. И, конечно же, сообщал партизанам, что нужно им забрать груз, который прибыл для них.
Но, в апреле 1943 года над аэродромом произошла авария советского военно-транспортного самолёта «Дуглас». Не смотря на то, что все, кто находился на плацу аэродрома, тут же бросились его тушить, ничего сделать уже не удалось. Пламя добралась до груза со снарядами, и все 11 человек, находящееся внутри и еще не успевшие выбраться, погибли. Это были люди, которые летели сюда, что бы издавать подпольную газету «Комсомольская правда».
Похоронили их тут же, в деревне Дубницкое.
Обгоревший самолет так и стоял некоторое время тут. Сильно горел, чем привлек много внимания. И, местоположение партизанского аэродрома больше не был секретом для фашистов.
С крушением самолёта «Дуглас» перестал существовать и партизанский аэродром.