В чем состоит цель человеческой жизни?
Русский святой, память которого празднуют 15 января во всех храмах, дал нам ответы на эти вечные вопросы. И не только примером своей жизни, но и словесно он указал конкретные пути, идя по которым, каждый может достичь главной цели человеческой жизни. В чём же она?
Преподобный Серафим Саровский сформулировал эту цель, как стяжание Святого Духа Божия (или стяжание Божественной благодати).
Но что означают эти слова и почему вообще это духовное делание названо стяжанием? Мы знаем, что такое стяжание земного богатства, но как можно стяжать Божественную благодать?
Стяжанием это делание названо, во-первых, потому что духовное возрастание человека, как и накопление им материальных богатств, происходит постепенно и требует времени (и об этом важно помнить). Во-вторых, дары Святого Духа часто аллегорически уподобляются материальным сокровищам.
Теперь о том, как же стяжание Святого Духа происходит в действительности.
Можно сказать, что здесь действует известный всем закон сообщающихся сосудов. По мере очищения человека от страстей, в его сердце освобождается место для наполнения божественной благодатью. Эта благодать готова излиться в сердце верующего всегда, в любую минуту. Но лишь в том случае, когда там — в человеческом сердце — появляется для нее место.
Вот тогда-то и может произойти настоящее чудо — благодатное единение человека и Бога. Это-то и называется стяжанием Святого Духа — или главная цель жизни христианина.
Серафим Саровский в своих поучениях дает и способы, которыми достигается эта цель.
Главное, к чему должен стремиться христианин, по словам святого, — это мирное устроение души. В беседе с одним человеком он говорил: «Устрой мир душевный, чтобы никогда никого не огорчать и самому ни на кого не огорчаться. При любых скорбях, клеветах, гонениях или поношениях, которые неминуемо приходят, надо становиться подобно мертвому или слепому».
А вот другая, наверное одна из наиболее известных фраз святого: «Радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя!»
Как видим, мирное устроение души – необходимое условие стяжания Святого Духа. И достигается оно бесстрастным отношением к скорбям и клеветам.
Следующим важнейшим средством к стяжанию благодати, по словам преподобного, является молитва. Каждый христианин, будь то мирянин или инок, должен, — по его словам, — упражняться в непрестанной Иисусовой молитве.
Еще одним, необходимым условием для стяжания Святого Духа, является непрестанная память о жизни и крестных страданиях Спасителя. Достичь ее можно лишь путем постоянного чтения Евангелия, — учит преподобный.
В результате такого чтения человек исполняется разумением того, что есть добро и что есть зло, и научается руководствоваться Словом Божиим во всех своих решениях и поступках.
Сам подвижник прочитывал весь Новый Завет за неделю: в первые четыре дня (с понедельника по четверг) Серафим читал целиком по одному Евангелию, а за оставшиеся три дня — Деяния и Апостольские Послания. И так каждую неделю, из года в год! «Чрез это, — говорил он, — не только моя душа, но и тело услаждается и питается от того, что я беседую с Господом, содержу в памяти моей жизнь и страдание Его».
Нам сегодня такое трудноисполнимо, но хотя бы по одной главе Нового Завета в день прочитывать вполне по силам. Здесь главное условие – постоянство!
Преподобный Серафим учил также, что наряду с молитвой и памятованием о жизни и страданиях Спасителя, для стяжания Божией благодати необходимо «очищать свою совесть исповеданием грехов и приобщением Святых Христовых Тайн».
Таким образом, по учению преподобного, главными средствами к достижению мирного устроения души и стяжанию благодати Святого Духа являются: борьба со своими страстями, постоянная молитва, памятование о жизни и страданиях Иисуса Христа, исповедь и приобщение Святых Тайн.
Понравилась статья? Просто подпишись на наш канал!