Вашему внимаю предлагается метод работы с телом ребенка, который можно вписать в программу нейропсихологической коррекции развития. Данная методика подойдет не только для деток с серьезными моторными и сенсорными нарушениями, но также и для тех, кто имел некоторые сложности в протекании перинатального периода (беременность, роды, первые 7 дней жизни) . О каких сложностях идет речь? Это различные проблемы во время беременности, в родах и раннем послеродовом периоде: токсикоз, стимуляция родов, кесарево сечение, использование акушерских щипцов, тазовое предлежание, асфиксия в родах и т.д.
Перинатальный период – это самый главный этап в развитии человека, на котором происходит не только зарождение и развитие органов, но также начинает закладываться фундамент психики и индивидуальных особенностей человека. Так на 8 неделе внутриутробного развития формируется кожная чувствительность плода, а к 26 неделе - зрительный анализатор и мимическое выражение эмоций (страх, гнев, радость, удивление). Т.е. ребенок чувствует и переживает все события, которые происходят с ним и мамой уже во время беременности.
Перинатальные переживания оказывают влияние на дальнейшую жизнь человека и становятся сценарием жизни человека. Так, согласно Станиславу Грофу, в период вынашивания у ребенка закладывается его жизненный потенциал и способность к адаптации. Поэтому, например при угрозе выкидыша, в период, когда происходит формирование высших психических функций, у ребенка в дальнейшем может отмечаться острое чувство отверженности, страх смерти, высокий уровень тревожности.
Если говорить о процессе родов, то в случае кесарева сечения ребенок пропускает важный опыт преодоления пути. Матери таких детей часто отмечают, что детей трудно приучить делать что-либо самостоятельно и научить ограничениям, которых у них никогда нет, в отличие от детей, рожденных обычным путем. Такие дети часто начинают, но не могут закончить дела, у них нет стремления быть лидерами, они не прилагают достаточного старания в учебе, не верят в свои силы.
В дальнейшем, сформированные в перинатальный период установки, такие, например, как «У меня все происходит неправильно», «Мне надо бороться, чтобы выжить», «Я, наверное, никогда не смогу что-либо завершить», «Я никогда этого не сделаю», не только омрачают жизнь детей и их родителей, но и не позволяют первым реализовать потенциал своих возможностей. В будущем данные паттерны укрепляются и фиксируются и, таким образом, сценарий рождения постепенно становится сценарием жизни.
В настоящее время существуют коррекционно-развивающие методики, которые больше направлены на работу с грубыми нарушениями высших психических функций. Это целые программы развивающих занятий, которые проводятся в специализированных центрах. Они основаны на естественных для ребенка формах активности и включают в себя: растяжки, мышечную релаксацию, дыхательные и телесные упражнения.
Однако, практически здоровые дети, беременность и роды которыми протекали с теми или иными осложнениями, также нуждаются в нейропсихологической коррекции, которая в свою очередь может стать профилактикой дальнейших психологических проблем. Родители, зачастую, могут списывать особенности поведения ребенка на генетику, непростой характер и влияние социума. Но, проанализировав повторяющиеся схемы поведения ребенка, можно определить их специфический характер и найти соответствие с установками, которые закладывались под влиянием различных факторов в перинатальный период.
Любая коррекционная программа подчинена законам онтогенеза психики и начинается с уровня, предшествующему «проблемному». Таким образом, работа, направленная на «восстановление» и повторное прохождение естественных этапов внутриутробного развития и родов, является «замещающим» онтогенезом. В данном случае нам необходимо воссоздать все этапы перинатального периода. И здесь на помощь родителям может прийти мягкая, но в то же время эффективная практика массажа с помощью ребозо.
Ребозо (ребосо) – это традиционный мексиканский шарф, который женщины в Мексике используют в различных целях: носят в нем детей, как в слинге, подвязывают живот и делают им массаж. Техника массажа ребозо основана на нескольких приемах: покачивании, легкой тряски и сдавлении.
Так покачивание во время массажа воссоздает идеальный этап внутриутробной жизни - ощущение некого рая, а сдавление и тряска позволяют перепрожить период схваток и потуг, поглаживание и укачивание в конце практики дарят ощущение принятия и безопасности.
Массаж с помощью ребозо — это очень глубокая практика, потому что направлена на работу с первым (энергетическим) блоком мозга, отвечающим за общий уровень активности и тонус мышц. Перезапуская его, происходит переструктурирование и перепрограммирование телесных и психических паттернов.
Дети, как показал опыт, обычно любят ребозо. С ним легче расслабиться, заснуть и довериться. С помощью этого метода родители и детские психотерапевты могут помочь детям снимать напряжение, лучше чувствовать собственное тело, особенно его границы, использовать в психокоррекционной работе.
В моей практике применение массажа с помощью ребозо зарекомендовало себя как эффективный способ релаксации и как вспомогательный метод работы с травматическим опытом как у взрослых, так и у детей.