Найти тему

Заметки про образование.....

Так уж получилось, что сфера образования - это сфера моей профессиональной деятельности. И иногда мысли про это просто надо где-то оставить.... Пусть это будет Дзен.

На разных этапах своей жизни я имел отношение и к школьному образованию, и к высшему... Сейчас работаю в сфере высшего образования))).

Что бы было чуть понятнее: образование для меня это не просто работа, не место где я нахожусь в превосходной степени над теми кто младше меня... Это место где я делюсь тем, что знаю, с теми кому это надо!

В этом смысле высшее образование для меня предпочтительнее, так как работать надо с теми кто уже вырос (по крайней мере по возрасту)))) и предполагается что пришел сюда по желанию).

Т.е. я не должен обязывать студентов знать тот или иной предмет или уметь воспроизводить те или иные умения и навыки. Я работаю с теми, кто ХОЧЕТ что-то знать, уметь.

Звучит как утопия конечно, но я свято стараюсь не сворачивать с этого своего принципа.

Так вот,о чем это я??? Ах да, о наболевшем....

Сегодня высшее образование, на мой взгляд, мало чем отличается от школьного, с той лишь только разницей, что дети постарше, учиться поменьше. На выходе КПД также стремится к нулю.....

И дело не только, да и не столько в студентах (хотя и они стали на порядок "легче" в плане того багажа, с каким они приходят в ВУЗ, но и сама система высшего образования значительно "упростилась" за весь тот период который я в ней вращаюсь.

Но наверное надо разобрать по порядку:

Итак, первое, без чего нет образования и высшего в том числе - это ученики, а в нашем случае студенты.

На сегодняшний день высшее образование - почти обязанность. После 11 класса не пойти в ВУЗ... ну наверное с тобой что-то не так, ну или все очень плохо....

Второй вопрос куда пойти? А вот тут зачастую ответ: не важно, главное поступить и желательно на бюджет!!!! И не важно, что первая же практика показывает несостоятельность выбора, нежелание учиться дальше (ну или учиться вообще). В глазах этих студентов только одно желание: просто получить диплом.

Такое массовое помешательство на высшем образовании привело к снижению его престижности, ну и качества соответственно,ведь когда на специальность приходят не заинтересованные личности (читай: не имеющие ни представления о своей будущей специальности, ни самых минимальных соответствий ей как в теории так и в практике) педагогу прежде всего надо поднять их до этого минимального уровня, а только потом чему-то учить.

И не надо мне говорить, что ВУЗ должен научить с нуля.... Это не школа господа, куда можно приходить с нулем, а уходить с единицей (что кстати тоже не соблюдается и в первый класс есть вступительные). В ВУЗ на специальность надо приходить с 0,5, а уходить с 1. С нулем тут делать нечего... хотя да, бывают в жизни примеры когда и здесь нуль становится 1, но это как и с гениальностью, статистика одного порядка)))).

Поэтому проблема выбора своего будущего у подрастающего поколения хромает... и даже не на одну ногу. Кто виноват и что делать? Вопрос другого порядка и отдельного разговора... но так вот с наскока его не решить, к сожалению.

Второе, без чего нет образования это без педагога! И в высшей школе педагог это не тоже самое что учитель в школе (ведь в ВУЗе нет учителей, там преподаватели).

Что должно быть в идеале (исключительно моя точка зрения!!!!)

Преподаватель занимается научными разработками, изысканиями и студентов обучает через свою научную деятельность! Он (преподаватель) не пересказывает учебник, год издания которого уже и прочитать то сложно, не рассказывает про жизнь на парах (хотя и это тоже порой необходимо) он рассказывает о том, что он узнал и как это поможет в будущем его студентам стать успешными специалистами в своей профессии.

Согласен, еще одна утопия.... Как на практике? Все очень просто: как в школе!!! (не везде конечно!). На практике научная деятельность - это придаток, а не локомотив в работе педагога, повинность, обязанность которой необходимо заниматься. Лекция - это, зачастую, перечитывание учебника!!! (Сам на таких сидел!)

В итоге студенты приходят на первый курс и их учат тому, что устарело уже лет это как "цать" назад... Даже если педагог находит что-то свежее, то к их выпуску (через четыре года) это уже прошлое, а поскольку основная масса преподавателей не занимается наукой им этого уже и не узнать.

Вуз должен учить учиться... ведь после, учиться надо постоянно!. Должен помогать приобретать навыки поиска, систематизации и критического анализа той информации, которую студенты найдут. А у нас, зачастую, требуют пересказ определения, как в учебнике (и не говорите мне потом, что ни как в школе).

Высшей школе надо пересмотреть взгляды на себя, но, поскольку ВУЗ это прежде всего преподаватель, ему надо пересмотреть себя и свои подходы к той деятельности, которую ведет, иначе анекдот про профессора, чьи студенты-инженеры разработали самолет, на котором преподавателям предстояло пролететь, станет явью не только в гуманитарных вузах, но и в отраслях "посерьезнее".

P.S. Статья - личное мнение автора, основанное на собственных наблюдениях и вполне возможно не отражает той картины мира которую видит читатель. Но за конструктивную дискуссию буду признателен))))

Во время обследования спортсменов...... Республика Беларусь
Во время обследования спортсменов...... Республика Беларусь