Ладно-ладно. Не все так страшно и плохо, как написано у меня в заголовке) Но книга и правда оставила двоякое впечатление и подняла маленькую бурю негодования в моей душе.
В самом начале нам показывают молодого человека, который заходит в игорный дом.
И тут же первый диалог, в котором администратор сурово требует у молодого человека сдать свою шляпу перед входом.
Окей, думаю. Начало активное, интрига есть, действие пошло.
Ага.. никогда еще так не ошибалась.
Потому как далее следуют длинные, витиеватые и мрачно-язвительные описания… почему у вас должны отобрать шляпу в игорном доме.
А потом такие же долгие и нудные описания игорных домов, конкретно этого дома, философии игры…
В общем с необоснованно длинными и совершенно лишними описаниями мы будем сталкиваться в течение всего романа, за исключением последней части, где мы стремительно несемся к финалу и там уже не до того.
Короче наш парниша проигрывается и под сочувственные взгляды уходит прочь, даже забыв про шляпу.
В ходе душевных терзаний парень приходит к выводу, что он “социальный нуль” и вместо того, чтобы отправиться искать работу, устраиваться в жизни, он решает сброситься с моста. Да, действительно. Больше ж решений нет.
С “ утопиться” дело как-то не сложилось, зато парень попал в антикварную лавку, где ему случайно и почему-то бесплатно (напоминаю, последнюю монету он проиграл) достается некий талисман - шагреневая кожа.
Диковинная вещь - шагреневая кожа…
По легенде, она исполняет все желания, но при этом сжимается с каждым таким колдунством, сокращая дни желателя.
Все честно, ибо бесплатный сыр бывает только в мышеловке.
Парень легендой не впечатляется и от переполнявших эмоций (и явно не от большого ума) требует себе роскошь и разврат, да побыстрее, а старику - антиквару желает любовницу-куртизанку.
Потолок над ним, конечно же, не трескается и желаемые блага не сыпятся, поэтому парень спокойно уходит.
Однако, тут же он встречает старых товарищей, которые принимают его на работу в свою новую газету и тащат на пьянку по этому случаю. И вот там он получает и роскошь, и вино, и куртизанок, о которых желал.
Два и два парень пока не складывает, хотя мы уже понимаем, что шагреневая штука работает как ей и положено, а герой зря так словами разбрасывается.
Наш парень, которого, как мы выясняем на пьянке, зовут Рафаэль де Валантен, напивается и начинает вываливать своему другу всю свою жизненную историю.
Все довольно прискорбно. Были планы на будущее, однако отец разорился и покинул этот мир, и Рафаэль вынужден жить впроголодь.
Вместо того, чтобы устраивать свою жизнь, он мнит себя несчастным гением, которому не пристало работать абы где, поэтому он селится в самой дешевой гостинице и буквально живет на хлебе и воде, а вся его работа и надежды - написать стоящую книгу, которая сразу сделает ему громкое имя, а его самого-богачом.
Оптимист, ничего не скажешь.
Забавная особенность Рафаэля из-за которой я возмущалась больше всего - это его отношение к женщинам и любви.
Его, Рафаэля, женщина должна любить безоговорочно, с трепетом, заглядывая в рот и предугадывая все его желания. Причем любить нищего ( ну он же гений творчества, как вы, мадам хотели?), но при этом сама дама должна быть непременно светской львицей в шелках и желательно при деньгах.
На меньшее он ну никак не согласен.
Не сможет, говорит, покорить мое сердце девушка, даже самая прекрасная, если она хоть чуть-чуть замарашка!
Каков герой)
А вот в гостинице как раз и есть девушка, которая вот так беззаветно его любит. Зовут ее Полина и она дочь хозяйки. И она вот как раз юна, красива, умна и смотрит на нашего непризнанного гения с благоговейным трепетом. Да и заботится о нем. Ну красота же?
Ему б, дураку, хватать девку, да жениться. Прекрасная бы пара вышла. И за гостиницу платить не надо. Сиди, пиши свои книжонки, авось таки выгорит писательская деятельность, а если нет, то ничего. Жилплощадью уже обеспечен.
Но куда там! Когда у нас главные герои, особенно такие нежные, логично поступали?
Ищу спутницу жизни. Замарашек просьба не беспокоить
В итоге наш нищий гений вливается в светское общество по знакомству и конечно встречает её - образец его мечтаний - графиню Феодору, неприступную и прекрасную. У которой запросы те же самые - согласна любить только герцога, не меньше. Но попытки завоевать её сердце и тратить на нее деньги не возбраняются и даже поощряются.
Ах эти женщины, вам имя… ну вы сами знаете, чего я вам тут.
Рафаэль сходит с ума в попытках добиться графиню. Тратит на нее последние деньги, ухаживает, как может, даже как-то в спальню к ней пробрался, маленький негодник.
Думаете за “этим самым?” Нифига! Бедняга отчаялся добиться её любви и заподозрил, что с ней что-то не так и это не он под её запросы не подходит, а она какая-то не такая.
Сходил, убедился. Такая. То есть - нормальная во всех физических смыслах.
Отчаяние привело юношу в игорный дом, где он сначала нормально так выиграл. И вот тебе - пожалуйста. Средства на существования. Давай отложим их и позволим себе хлеб с сыром и пойдем к Полине и на работу?
Да ну конечно.
Мы лучше все потратим, а потом пойдем играть на последнюю монету, продуем и отправимся топиться.
Ой нет, ну что за люди.
И вот так события подводят нас к началу книги. Мы вспоминаем, что все вот это Рафаэль вывалил своему подпитому другу, который явно не планировал столько слушать.
Но тут внезапно Рафаэль вспоминает про шагреневую кожу!
В припадке безумия он орет, что отныне он богат, а они все свиньи и должны ему кланяться.
Желание исполняется…
Бойтесь своих желаний, особенно если выкрикиваете их в пьяном угаре.
Теперь Рафаэль богач у него свой особняк, громкое имя, статус! Все, чего он так хотел. Рад ли он?
Нифига подобного. Он сидит сутками, запершись в комнате и не вылезает из кровати, боясь хоть чего-либо пожелать и уменьшить клочок шагрени.
Как-то он все таки выбирается в свет, в оперу и видит там новую светскую львицу, эталон красоты и элегантности. Все мужчины в восторге, а Рафаэль не может отвести глаз. Знаете кто это?
По-ли-на!
Да-да. Та самая, верная Полина, замарашка, не достойная любви нашего непризнанного гения.
Но в новом статусе она конечно же в разы привлекательнее и “внезапно” Рафаэль понимает, что любит только её одну!
Ой, ну как удобно.
Тут уже и куска шагрени не жалко.
Неужели “ Жили долго и счастливо?..”
Молодые люди объясняются друг другу в любви и все счастливы. Все шикарно. Все богаты, молоды, здоровы и любимы. Красота.
Если бы не шагрень, то вообще прекрасно.
Дабы кожаный лоскуток не маячил перед глазами и не мешался счастью, наш герой зафутболивает шагрень в колодец и предается радостям жизни!
Если бы все проблемы решались так просто - проблем бы не было.
Конечно кожа не утопла и однажды утром слуги приносят “диковинную вещь”, которую вычерпали ведром из того колодца. Рафаэль трижды меняется в лице и вот только теперь, к самому концу книги, начинает думать и поступать логически. а именно - как снять проклятие и избавиться от шагрени.
Отправляется не к шаманам, как можно было предположить, а к зоологам, химикам и механикам, пытаясь растянуть кусок кожи физическим воздействием.
Все усилия, как и ожидалось напрасны, кусок кожи все еще маленький, Рафаэль начинает чахнуть, пытается лечиться, но только снова провоцирует уменьшение шагрени.
Заканчивается все более чем плачевно.
Измученный донельзя наш герой погублен своим желанием. Причем плотским.
В спальне его Полина, которую он гонит, боясь своих желаний.
Полина, само собой в шоке. Рафаэль показывает ей малюсенький кусок шагрени и объясняет причину своей болезни.
Однако герой не справляется со своим естественным вожделением любимой женщины и тянется к Полине с криками любви и жажде соития.
Полина вдвойне в шоке, так как в этот момент кусок шагрени сжимается на глазах.
Не придумав ничего лучше, женщина убегает в другую комнату и запирается. В последних силах Рафаэль практически выламывает дверь (страсть явно придала ему сил) и видит как любимая жена… пытается придушить себя шалью, чтобы не соблазнять собою мужа и дать ему жить.
Странненький, но эмоциональный поступок верно любящей женщины.
Однако, Полина не учла, что в попытке удушиться она совершенно потеряла приличный вид. Волосы, одежда растрепались, платье съехало, прелести обнажились.
Именно такой и застал её наш Рафаэль. Как будто и до этого ему соблазна мало было.
Охваченный страстью Рафаэль рвет на Полине шаль, кусает её за грудь и умирает.
Итог
Ой.
Ну ой ведь?
Тут вот даже слов мало, чтобы описать всего моего негодования по поводу этого произведения.
Нет, ну хорошо! Интересно! Загадочно! Трагично и жутко!
Я конечно поворчала, но я всегда ворчу, когда читаю книги. Но пришла к выводу, что это наоборот хорошо. Плоха та книга, которая не вызывает бурю эмоций.
“Шагреневая кожа” - определенно вызывает. Много разных эмоций. Я пока не до конца её переварила. Возможно её нужно прочесть повторно.
И все таки - зачем Рафаэль тяпнул жену в конце за грудь?
Спасибо, что читали со мной! Надеюсь у вас такая же масса впечатлений! Обязательно пишите комментарии - обсудим книгу! Подписывайтесь, ставьте лайки - мне будет страшно приятно!