Найти тему
iFellow

Soft skills: что это, с чем едят и зачем нужно

В простой модели компетенций навыки любого сотрудника делятся на soft skills (гибкие) и hard skills (жесткие). Hard skills — узкие профессиональные умения, сформированные в процессе обучения, которые нужны для решения конкретных задач в повседневной работе. Что касается soft skills — это надпрофессиональные навыки, не связанные с конкретной специальностью, но во многом определяющие будущий успех человека. Интересно, что исследование специалистов из университетов Гарварда, Стэнфорда и Фонда Карнеги утверждает, что «гибкие навыки» — это 85% успеха человека в профессии, жесткие же составляют всего 15%. Получается, что в современном мире для продвижения по карьерной лестнице или даже просто для сохранения своего рабочего места важно задуматься о развитии именно soft skills.

Что же это такое и как «прокачать» эти навыки?

Soft skills — это общее название для целого ряда персональных характеристик, которые с трудом поддаются измерению. Международное значение этой строчке в резюме придали после Всемирного экономического форума в 2016 году в Давосе, когда на одной из сессий были перечислены ключевые умения, которые будут востребованы на рынке труда к 2020 году. Докладчики не ошиблись — сегодня HR-специалисты обращают на soft skills особое внимание, причем гораздо больше, чем это было еще 5 лет назад. В то же время бытует мнение, что подобные характеристики присущи каждому человеку от рождения и улучшить их невозможно. Но не стоит переживать, это далеко не так, главное — поставить себе цель.

Для развития soft skills сейчас существует множество способов: книги, статьи, курсы, коучинг-программы и прочее. Чтобы понять, какой метод нужен именно вам, достаточно начать с малого и попробовать некоторые приемы, которые помогут разобраться, где вы справитесь сами, а где вопрос нужно изучить глубже. Оценить свой потенциал можно следующим образом: составьте два списка — soft skills, в которых вы уверены, и те, которых не хватает. С последних и начинайте работу по усовершенствованию.

Всего в список «гибких навыков» можно включить до 60 показателей, но среди основных рекрутеры выделяют: эмоциональный интеллект, коммуникацию, критическое мышление, решение проблем и управление проектами, людьми и собой.

-2

Эмоциональный интеллект

EQ — это способность распознавать свои эмоции и управлять ими, а также понимать чувства и мотивацию окружающих. Это один из немногих «мягких навыков», которые можно так или иначе измерить — наиболее часто используется 20-минутный опросник TEIQue или тест Холла (можно найти в Интернете). Результаты дадут понимание, на что вам следует обратить внимание. Усилить свою способность к эмпатии можно, но приложив усилия, поскольку именно этот показатель поддается развитию сложнее всего. Начните с проговаривания своих чувств (хотя бы себе самому), записывайте эмоциональную реакцию на события каждого дня. Заведите специальный дневник эмоций, который поможет вам лучше понимать свои состояния.

Коммуникация

Навыки эффективного общения полезны в любой области — переговоры, привлечение клиентов, работа в коллективе и даже вечеринка в малознакомой компании. Здесь важно уметь аргументировать свою позицию и правильно формулировать свои идеи, при этом прислушиваясь и к мнению других людей. Чтобы улучшить эти навыки, больше общайтесь с коллегами, применяя технику активного слушателя: задавайте уточняющие вопросы, перефразируйте или повторяйте реплики собеседника, отражайте его эмоции. Не лишним будет попробовать устроить тематические дискуссии и деловые игры с друзьями или коллегами.

Критическое мышление

Способность взвешенно подходить к переработке и потреблению информации — спасательный круг в мире, где на тебя каждую минуту обрушиваются петабайты данных. Критическое мышление помогает проверять и искать взаимосвязь между фактами, рационально мыслить и принимать верные решения. Для «прокачки» этого скилла нужно развивать логику и наблюдательность. Попробуйте задавать себе вопросы на разные темы, чтобы проследить логику тех или иных событий — потренируйтесь на новостях, применяя простую методику 5WH. Развитие критического мышления поможет и с навыком принятия решений, ведь способность осознанно выбирать лучший из возможных вариантов, быстро и с максимальной пользой достигая своих целей, тоже так или иначе завязана на логике.

Управление проектами

Работа в современной компании — это всегда проектная деятельность. Если посмотреть шире, вся наша жизнь — это совокупность проектов: удачный контракт, ремонт в квартире, вечеринка на день рождения — все это можно считать проектами в большей или меньшей степени. Чтобы научиться этому «мягкому навыку», то есть стоять в центре процессов, координируя работу всех задействованных, представьте свои текущие дела в виде проектов. Обозначьте цели, сроки, этапы, подумайте над оптимизацией. Этот soft skill близок по концепции к решению проблем — вы преодолеваете трудности, чтобы достичь целей и получить результат. Потренировать оба навыка можно с помощью простых задач. Например, если вы часто опаздываете на работу, начните заранее (хоть и через силу) готовить одежду на утро или просчитайте другой маршрут поездки.

Из тематической литературы можем посоветовать:

  • Ванесса ван Эдвардс — «Наука общения. Как читать эмоции, понимать намерения и находить общий язык с людьми»;
  • Марк Гоулстон — «Я слышу вас насквозь. Эффективная техника переговоров»;
  • Твайла Тарп — «Привычка работать вместе. Как двигаться в одном направлении, понимать людей и создавать настоящую команду»;
  • Дайана Халперн — «Психология критического мышления»;
  • Том Чатфилд — «Критическое мышление. Анализируй, сомневайся, формируй свое мнение»;
  • Николай Товеровский — «Управление проектами, людьми и собой»;
  • Чип и Дэн Хиз — «Ловушка мышления. Как принимать решения, о которых вы не пожалеете»;
  • Даниэль Канеман — «Думай медленно, решай быстро»;
  • Дэниел Гоулман — «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ» и «Эмоциональный интеллект в работе»;
  • Пол Вудс — «Как управлять хаосом и креативными эгоистами».

Уверенно можно сказать, что soft skills пригодятся каждому: и на работе, и за пределами офиса. Конечно, развитие «мягких навыков» — процесс трудоемкий и не сиюминутный, но усилия точно себя оправдают. Не стесняйтесь просить помощи и поддержки у коллег и друзей, практикуйтесь на них и вместе с ними. В мире, где, как нынче принято говорить, горизонт планирования сократился до 10 минут, быть гибким особенно важно.