Часть 23
Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Часть 7 Часть 8 Часть 9 Часть 10 Часть 11 Часть 12 Часть 13 Часть 14 Часть 15 Часть 16 Часть 17 Часть 18 Часть 19 Часть 20 Часть 21 Часть 22
"...В годы моего детства было в Сасове два «крупных» промышленных предприятия: паровая мельница Малахова да мыловаренный завод купца Алферова. Стояли они на нашей улице и представляли собой главную сасовскую «индустрию». Было еще прядильное производство..." – вспоминал Корольков. Интересно, куда они делись? Индустриализация не обошла город стороной.
Ещё в 1936 г. была организована машино-тракторная мастерская, для ремонта в основном тракторных двигателей. Сразу после войны её реорганизовали в межрайонную мастерскую капитального ремонта. Вот из этой мастерской в 1951 году получился Ремонтный завод, с 1975 г. "Сасовкорммаш" – машиностроение для животноводства и кормопроизводства, называли его в народе машзавод.
Одна из моих тётушек сразу после школы пошла туда работать. Идти, по сасовским меркам, было неблизко и небезопасно, через овраг. С оврагами у нас все замечательно – их много, хороших и разных. Этот тянется перед площадью, раньше Торговой, сейчас Ленина. Проходить его вечером надо было быстро, практически пробегать, потому что там "озоровали" и "встречали", мамины воспоминания точно такие же. Правда, примеров "озорства" и "встречания" привести не могли. Сейчас завод в стадии банкротства.
Немногим позже открылся Завод Торгового оборудования, название говорит само за себя. ЗТО пережил лихие 90-е, но не удержался на плаву и в 2008 был ликвидирован.
Вторую жизнь в город вдохнул станкостроительный завод "Саста". Его начали строить в 1971, а через 4 года вышел первый станок. "Сасовский завод — один из немногих, кто смог пронести через тяжелые годы высокую производственную культуру, технический потенциал, инженерный и рабочий кадровый состав" – пишут везде. Все не так радужно и однозначно, конечно. Но дело пошло на лад, по итогам нескольких лет занимает 2 место по производству металлообрабатывающих станков с ЧПУ в России. Пусть станет первым!
Однако, к истокам... одновременно со строительством завода начали строить жилой массив. В самом первом доме получила квартиру семья маминого брата. Это была пятиэтажка, в которую добраться было непросто – грязная сасовская грязь бывало, отбирала сапоги. Особенно интересно было ходить через овраг, один из хороших и разных (днем, конечно). Для любителей экстрима. Микрорайон быстро застраивался и благоустраивался.
На завод приезжали рабочие наверное со всей страны. Особенно много было пересленцев из Ейска почему-то. Скорее всего, жилищные интересы – квартиры получали очень быстро. Не скажу, в каком году, открыли в микрорайоне магазин №26, первый в городе универсам самообслуживания. О! Это была тогда основная достопримечательность – весь старый город ходил туда на экскурсии. После первой ревизии, говорят, обнаружили огромную недостачу. Советские люди воровать не могли по определению, списали на забывчивость покупателей.
Следом за первым микрорайоном начали возводись второй жилой комплекс, старый стал Южным, новый – Северным. Помню полную чехарду с нумерацией домов, номера присваивали по мере сдачи дома, рядом с №1 легко мог быть №50. Сейчас это современный центр города, обязательно прогуляемся по нему позже.
Конечно, эти три завода были самые крупные. Далеко не все население работало на них и железной дороге.
Одна из вечных российских бед представляла в городе и районе сплошное бездорожье. В 1934 был создан районный дорожный отдел при исполкоме, озадаченный строительством булыжных автодорог (их называли шоссейками). Остались ли где-то, кроме кусочка около почты, булыжные участки? В 1938 появилось ДЭУ-17, преобразовалось в ДЭУ-40, которое занималось эксплуатацией имеющихся направлений. Только в 1958 организовано ДЭУ-45, которое начало своими силами с помощью техники строить дороги, в щебеночном исполнении. Наконец, через год был смонтирован первый асфальто-бетонный завод. Началась эра асфальта.
Довольно долго только две улицы в Сасово могли гордиться асфальтовым покрытием – Мишина и Ленина. Бабушкин дом стоит на углу Гагарина и Комсомольской, говорят, Гагарина была шоссейкой. Я помню глубокие колеи на дороге. Изо всех домов в них высыпали мусор – и на утилизации экономия, и дорога ровнее. Потом на улице поселилась первый секретарь горкома и дорогу заасфальтировали (в 70-х). Там и сейчас остатки цивилизации прослеживаются местами.
ДЭУ сменил ДУ, номер несколько раз менялся, в 1968 построили первые 2 км дороги от Сасово до Темгенева.
В 1968 организовали уже строительное ДСУ-3. В нем почти с самого начала до пенсии проработал мой папа, чуть меньше дядя. Потом ДРСУ, потом они объединились. Появлялись новые АБЗ, техника, потихоньку появлялись и дороги. До сих пор местами они те, советские, которые уже ближе к бездорожью. Впрочем, похоже лед тронулся, господа присяжные заседатели, с каждым годом что-то да делается.
Мост через Мокшу (недавно отремонтированный), соединивший Сасовский район с Ермишинским и Кадомским появился только в 1974. Одна из маминых подруг жила в Ермишинском, работали они с мужем на лесозаготовках, дети учились в интернате... на другом берегу. На родительские собрания плавали на лодке, пока не встал лёд, пешком по льду. Самое сложное было попасть на другой берег ранней осенью и поздней весной – вроде бы и лед, но ненадежный, перебирались ползком, чтоб не разрушился. Это реалии 70-х...
Наше все Газпром был "газовым хозяйством". Занимал он полдома на Гагарина (вторая половина жилая). Природный газ добрался до Сасово только в новейшее время. До этого был балонный. Еще совсем недавно улицы то там, то сям украшали красные ленты на калитках – значит, нужно поменять пустой балон на полный. Многоквартирные дома, а город был низкоэтажным, окружали ящики с балонами. Ещё один мой дядя посвятил жизнь службе газа, даже успел уже на пенсии захватить кусочек "нашего всего".
Молочный завод построили на моей памяти, до этого знаю Глядковский молочный завод, на нем работали тетя и сестра. Сейчас это частный дом. Мясокомбинат... довелось попробовать колбасу, которую он выпускал. Помните, колбасу в магазинах? Вот и я не помню, а она была вообще не такая, которую везли из Москвы.
Разумеется, и водоканал присутствовал. Вода, насколько знаю, была из артезианских скважин, из крана текла почти родниковая. Отапливались дома с помощью котельных, в основном углем. Боже мой, это же все было вот только что...