В следственном управлении СК России по Удмуртской Республике на протяжении многих лет показатель раскрываемости особо тяжких преступлений против личности держится на высоком уровне. В текущем году следователям этого управления удалось раскрыть все факты убийств и причинения тяжких телесных повреждений, повлекших смерть потерпевшего. Во многом это явилось результатом грамотной организации работы в первые минуты и часы после обнаружения признаков преступления, включающей в себя незамедлительный тщательный осмотр места происшествия и своевременную фиксацию показаний свидетелей.
26 мая 2016 года молодая жительница Ижевска, обеспокоенная тем, что ее друг второй день не выходит на связь, стала обзванивать общих знакомых. Как оказалось, тревога была своевременна и совсем не напрасна. Она привела ее в садоводческое товарищество на окраине города, куда молодой человек с друзьями отправился накануне вечером после работы. Его приятель, недавно купивший с женой здесь дачу, по этому поводу собрал друзей и коллег. Выходя из такси у симпатичного деревянного домика в окружении кустов сирени, девушка и подумать не могла, что этим визитом она спасет жизнь своему парню и еще одному молодому человеку. К сожалению, двум другим, среди которых был и сам хозяин дачи, помочь уже было невозможно.
Постучав в дверь и не дождавшись ответа, она переступила порог и в ужасе отпрянула от представшей перед глазами жуткой картины. Тошнотворный запах свежей крови, четверо окровавленных тел с зияющими ранами на головах… В одном из них девушка узнала своего друга. В этот момент парень застонал. Прибывшие на место уже через несколько минут врачи скорой помощи погрузили двух едва живых пациентов в автомобиль и доставили в больницу.
Обстоятельства и виновника жестокой расправы предстояло установить следователю по особо важным делам первого отдела по расследованию особо важных дел следственного управления СК России по Удмуртской Республике Марселю Маратовичу Камалетдинову. Осматривая место преступления, он обратил внимание, что обстановка в домике не нарушена, не было явных следов борьбы, все тела находились в позах, характерных для сна.
Судебно-медицинский эксперт сообщил, что обнаруженные на головах всех четырех мужчин открытые черепно-мозговые травмы явились результатом сильного неоднократного воздействия твердого тупого предмета с ограниченной травмирующей поверхностью. С учетом состояния чудом выживших потерпевших о том, чтобы получить от них значимую для дела информацию, не могло быть и речи.
Следователь приступил к допросу владельцев соседних участков. Несколько свидетелей видели, как накануне днем в этом доме собралась компания молодых людей и девушек. Они не шумели, не нарушали порядок и никаких хлопот соседям не доставляли, а потому на происходившее по соседству особо внимания никто не обратил.
Параллельно Марсель Маратович допрашивал водителей такси, доставлявших пассажиров к садоводческому товариществу накануне вечером и ночью. Один из них хорошо запомнил своего ночного клиента - мужчину лет сорока с большой сумкой в руках, которого по прибытию на место ожидала совсем юная девушка. Уезжая, таксист видел, как та указывает мужчине направление в сторону одного из домов.
Другой водитель такси сообщил, что поздно вечером приезжал по вызову к этому садоводческому массиву. Заявка поступила от молодого человека, который по дороге попросил остановиться возле двух девушек и предложил довезти до дома, но те отказались, сославшись на то, что кого-то ждут.
Осмотрев телефоны пострадавших, следователь обнаружил в одном из них недавнюю смс-переписку с некой Кристиной, в которой они договаривались о совместной поездке вечером к его другу на дачу.
По меньшей мере уже три раза в деле упоминалась таинственная девушка. Марсель Маратович через номер мобильного телефона установил ее личность и вызвал на допрос. После беседы со следователем роль 17-летней Кристины в произошедшей трагедии прояснилась. Она не только располагала информацией о произошедшем, но и, как выяснилось, спровоцировала его трагический финал. И несмотря на то, что по уголовному закону для ее поступка наказание не предусмотрено, с моральной точки зрения ни оправдания, ни прощения ему быть не может.
Поздним вечером за день до случившегося Кристина познакомилась с 18-летним Данилом возле ларька неподалеку от дома. Парень - один из двух выживших потерпевших - работал на заводе и после смены зашел в ларек за продуктами. Общительная и раскрепощенная девушка поделилась с ним своим номером телефона. На следующий день, собираясь на дачу к другу, он пригласил ее с собой. Кристина позвала свою16-летнюю подругу Настю, и они втроем прибыли к тому самому дому, окруженному кустами сирени.
Поначалу все складывалось хорошо. Компания молодых людей выпивала некрепкий алкоголь, общалась. Ближе к полуночи хозяин дома стал оказывать знаки внимания подруге Кристины. Кристина, которой это не понравилось, закатила безобразную сцену, разбив ногой тумбочку в прихожей. После этого мужчина попросил обеих девушек покинуть дом. Собираясь на выход, Кристина заявила, что «скоро всем им придет конец», сформулировав свое обещание в нецензурной форме. Ребята не придали этому значения, посчитав инцидент исчерпанным, и продолжили отдыхать…
Тем временем недовольная Кристина с улицы позвонила отцу и цинично наврала, что ее только что изнасиловала группа парней в садовом доме. Мужчина, ранее несколько раз судимый за кражи и хулиганство, тут же решил отомстить за поруганную честь дочери. Захватив биту, он на такси приехал на СНТ, где его ждала «изнасилованная» дочь. Разъяренный и полный решимости, мститель подошел к указанному ею домику, где мирно спали четверо ничего не подозревающих парней, разбил стекло и проник в комнату. Затем он вытащил из сумки биту и стал со всей силой направо и налево наносить ею удары по головам ребят. Убедившись, что никто них не подает признаков жизни, мужчина спокойно вернулся домой и лег спать.
Двое выживших в этой кровавой бойне парней прошли долгий путь лечения и реабилитации, смогли восстановить здоровье и жизненные функции. Они оба, как и близкие их погибших друзей, до сих пор не могут понять, что послужило причиной расправы. Изнасилование, которого не было? Звериная жестокость, которой требовался лишь повод, чтобы выйти наружу, круша и ломая чужие жизни? Или ложь, о последствиях которой к 17 лет годам уже пора бы научиться задумываться?
Один из погибших парней был старшим ребенком в многодетной семье, хорошим сыном и опорой для матери. Он успел прожить всего 21 год, работал на заводе и только что получил вторую специальность стропальщика, по отзывам коллег - порядочный, честный и добрый парень. И в тот злополучный вечер он не проявил никакого насилия ни к одной из девушек. Более того, по их собственным словам, был самым скромным из всей компании, тихо просидел все время за столом, не обмолвившись с подругами ни словом. Тем не менее, он, как и остальные, стал жертвой лжи, безрассудства и слепой жажды мести, вдруг наделившей одного человека правом судить и лишать жизни других. За совершенное преступление убийца приговорен к 22 годам исправительной колонии.
В.Л. Филиппова, следственное управление СК России по Удмуртской Республике