Найти в Дзене
Игнат Шипица

Австралия и угнетение аборигенов: современная история

В австралийских тюрьмах сидит в 10 раз больше аборигенов, чем заключенных любой другой этнической группы.
Но Австралия - это демократия, поэтому они решили бороться с такой этнической предвзятостью, создав в своем парламенте специальный представительский орган для аборигенов. Мол, пусть приходят и отстаивают свое мнение. На деле оказалось, что эта штука ничего решать не будет. Как неожиданно - орган будет просто «совещательным». Парламент может послушать его, а может и не послушать – соответственно, нет гарантии того, что мнение аборигенов будет учитываться в законотворческой деятельности.
Справедливости ради, на Западе существуют более внушительные «представительства» такого рода. Предлагаю рассмотреть их чуть поближе.
Например, в Новой Зеландии существует семь зарезервированных мест в парламенте для маори, которые имеют те же права голоса, что и другие избранные представители. Еще там был Waitangi Tribunal - судебная комиссия по рассмотрению дел аборигенов против правительств

В австралийских тюрьмах сидит в 10 раз больше аборигенов, чем заключенных любой другой этнической группы.
Но Австралия - это демократия, поэтому они решили бороться с такой этнической предвзятостью, создав в своем парламенте специальный представительский орган для аборигенов. Мол, пусть приходят и отстаивают свое мнение.

На деле оказалось, что эта штука ничего решать не будет. Как неожиданно - орган будет просто «совещательным». Парламент может послушать его, а может и не послушать – соответственно, нет гарантии того, что мнение аборигенов будет учитываться в законотворческой деятельности.

Справедливости ради, на Западе существуют более внушительные «представительства» такого рода. Предлагаю рассмотреть их чуть поближе.

Например, в Новой Зеландии существует семь зарезервированных мест в парламенте для маори, которые имеют те же права голоса, что и другие избранные представители. Еще там был
Waitangi Tribunal - судебная комиссия по рассмотрению дел аборигенов против правительства, решения которой можно было игнорировать. Правда, потом они поняли, что это как-то несправедливо, и создали новую комиссию - вот тут все подробно расписано.

В Канаде существует обширная сеть политических структур коренных народов, таких как Ассамблея первых наций или Конгресс аборигенных народов, которые представляют народы, проживающие в резервациях. Оба органа имеют значительное государственное финансирование и доступ к частному капиталу (включая банк Первых наций). Помимо этого, они играют ключевую роль в надзоре за реализацией договорных процессов и переговоров с правительством.

Правда, это не особо помогло решить проблему с этническим заполнением тюрем. В Канаде, несмотря на существование этих органов на протяжении десятилетий, доля коренного населения среди заключенных резко возросла с 17% в 1999 году до более 30% в 2020 году. Аналогичным образом, в докладе Департамента исправительных учреждений Новой Зеландии за 2018 год говорится, что половина всех заключенных - маори, по сравнению с 40% в 1971 году.

Кроме того, даже при помощи вышеописанных органов коренные народы Новой Зеландии и Канады не смогли отстоять свои права на землю. В 2020 году правительство Канады продолжило реализацию проекта газопровода стоимостью в несколько миллиардов долларов, несмотря на сильное сопротивление представителей племени Wet'suwet'en.
В свою очередь, в Новой Зеландии сменявшие друг друга правительства неоднократно отвергали рекомендацию Waitangi Tribunal о предоставлении маори прав на береговую полосу и морское дно.
Более того – в обоих случаях руководители этих «представительских органов» поддерживали правительство, игнорируя интересы коренного населения. Подробнее об этом можно почитать в этой
классной статье.

Таким образом, учитывая все вышеперечисленное,
удивительные рассказы австралийских политиков об их стремлении дать право голоса коренным народам выглядят очень неоднозначно.