Найти в Дзене
Гатчинский дворец

Императрица Дагмар. Жизнь в России

22 (10) сентября 1866 года Дагмар на королевском судне «Шлезвиг» покинула Данию. В своём дневнике принцесса коротко записала: «22 сентября в 12 ч. я простилась со своим Бернсторфом, домом моего дорогого детства». В то же время она была полна надежд на радостную и счастливую жизнь на новой Родине – России, где ей приготовили поистине ошеломляющий приём. Казалось, для этого постаралась даже сама природа: по выражению министра П. А. Валуева, над Петербургом три дня сияло «итальянское солнце». Дагмар встретили ликующие толпы, корабельные и орудийные салюты, великолепные дворцы, и, конечно, императорская семья. Дни и недели проходили в нескончаемых приёмах и празднествах. 12 октября Дагмар прошла таинство миропомазания, приняв православное имя – Мария Фёдоровна, а 28-го состоялось самое главное и долгожданное событие той осени – торжественное бракосочетание Марии Фёдоровны с цесаревичем Александром Александровичем. Церемония проходила в Зимнем дворце. К алтарю обрученных вёл сам император

22 (10) сентября 1866 года Дагмар на королевском судне «Шлезвиг» покинула Данию. В своём дневнике принцесса коротко записала: «22 сентября в 12 ч. я простилась со своим Бернсторфом, домом моего дорогого детства». В то же время она была полна надежд на радостную и счастливую жизнь на новой Родине – России, где ей приготовили поистине ошеломляющий приём. Казалось, для этого постаралась даже сама природа: по выражению министра П. А. Валуева, над Петербургом три дня сияло «итальянское солнце». Дагмар встретили ликующие толпы, корабельные и орудийные салюты, великолепные дворцы, и, конечно, императорская семья.

Мария Федоровна. Фотограф Георг Эмиль Хансен
Мария Федоровна. Фотограф Георг Эмиль Хансен

Дни и недели проходили в нескончаемых приёмах и празднествах. 12 октября Дагмар прошла таинство миропомазания, приняв православное имя – Мария Фёдоровна, а 28-го состоялось самое главное и долгожданное событие той осени – торжественное бракосочетание Марии Фёдоровны с цесаревичем Александром Александровичем. Церемония проходила в Зимнем дворце. К алтарю обрученных вёл сам император Александр II. На бракосочетании присутствовали многочисленные гости: вся императорская семья и пять наследных принцев королевских семей Европы — датский, уэльский, прусский, гессенский и веймарский…

Но вот отгремели фейерверки, отшумели грандиозные балы, и новобрачные поселились в Аничковом дворце, продолжив любовно его обустраивать.

Цесаревна продолжала свои занятия, начатые ещё в Дании под руководством отца Иоанна (Янышева), будущего духовника императорской семьи. Она уже хорошо писала по-русски, переписывала и выучивала наизусть молитвы. В архивах даже сохранились тетради юной Дагмар, в которых были написаны отрывки из поэм и стихотворений любимых поэтов и писателей цесаревича и цесаревны, среди которых были Пушкин, Лермонтов, Кольцов, Фет, Майков, Гоголь, Тургенев, Лесков.

Генрих фон Ангели. Портрет вел. кн. Марии Федоровны, 1874 г. Государственный Эрмитаж.
Генрих фон Ангели. Портрет вел. кн. Марии Федоровны, 1874 г. Государственный Эрмитаж.

Будущая императрица должна была получше познакомится с новой Родиной. В 1867-68 годах Мария Фёдоровна сопровождает Александра Александровича в его путешествиях по России. Супруги посетили древнюю столицу – Москву, побывали на Волге, Дону, в Крыму и на Кавказе, где любовались величественными просторами, на фоне которых родная Дания казалась цесаревне совсем крохотной.

Чтобы узнать побольше о нуждах и чаяниях народа, августейшие супруги нередко посещали простые крестьянские избы, местные церкви и школы. Но особенное впечатление на Марию Фёдоровну оказало посещение сиротских домов: с тех и пор и до конца своей жизни она будет активно заниматься благотворительностью, и оказывать всяческую помощь подобным заведениям.

В том же году, летом, цесаревна впервые побывала в Гатчинском дворце, где по словам супруга, она была в «восхищении от всего виденного». Никто ещё и подумать не мог, что через 13 лет им будет суждено поселиться в Гатчине.

За эти годы произойдёт немало и радостных, и печальных событий. Так, в этот период родилось большинство детей августейшей четы: в 1868-м родился старший сын Николай (будущий император Николай II), в 1871-м – Георгий, в 1875-м – Ксения, в 1878 – Михаил.

Великая княгиня Мария Федоровна с сыном Николаем. Фотограф С.Л. Левицкий.
Великая княгиня Мария Федоровна с сыном Николаем. Фотограф С.Л. Левицкий.

Однако, семейное счастье серьёзно омрачила смерть второго сына, младенца Александра, скончавшегося от менингита на руках у матери. Эта была первая потеря родственников в жизни Марии Фёдоровны.

Испытанием стала и очередная Русско-турецкая война (1877-1878 годов), в ходе которой цесаревич получил опасный, но драгоценный опыт военачальника. Месяцы разлуки казались и Александру, и Марии долгими, как полжизни. Ожидая возвращения супруга, цесаревна активно участвовала в деятельности Российского общества попечения о раненых и больных воинах (будущего Российского Красного Креста)– ещё одна сфера, которой она посвятит себя на десятилетия.

Цесаревич триумфально возвратился в Петербург в феврале 1878 года, и снова последовали балы, парады, рауты, различные поездки… И везде, даже на охоте, супруги старались быть вместе.

Между тем, их, и всю большую страну – Россию ожидали новые серьёзные испытания.

Какие – вы узнаете в следующих выпусках рубрики #императрицадагмар!

Автор: методист музея-заповедника "Гатчина" Николай Некрасов

#императрицаДагмар #мария федоровна #дом романовых #история россии