Найти в Дзене
Nika Koen

Дневник. Бегущие из Харькова. Львов - Варшава. 9 марта 2022 год.

Переход украинских беженцев украино-польскую границу.
Переход украинских беженцев украино-польскую границу.

Ночь провели на полу на надувных матрасах, но с чистой постелью. Шарику был выделен отдельный матрас, но она с непостижимой ловкостью, для полуторакилограммовый крохи, умудрилась спать на двух местах одновременно - голова на своём матрасе, задние ноги - на моём. Ночь для меня была бессонной, Шарик периодически подрыхивала, но при малейшем шорохе за дверью становись в стойку, готовая к нападению. Остальной народ мирно спал.

Утром спустились в кафе, беженцев стало ещё больше, чем накануне, с трудом нашли место,чтобы позавтракать ( есть не хотелось - я выпила какао с печенюшкой, Шарик от еды воздержалась, хотя всего было навалом) и продолжили свой путь.

От Министерства Здравоохранения (по звонку) мне выдали старую инвалидную коляску со сломанным передним колесом. И в таком весёлом составе - сломанная коляска, Шарик, Нина и я, мы, в туристическом автобусе, выдвинулись к границе нашей Родины.

Поездка заняла порядка пяти часов : автобус продвигался так медленно, что казалось - пейзаж за окнами застыл.

На переднем месте ехал ягуаровый кот, вцепившись в голову своего хозяина и басисто, на весь салон, мяуча - так сильно этот годовалый малыш, размером в десять Шариков, был напуган.

Пятилетний пацанёнок, сидевший сзади, решил навести порядок: выхватил у хозяина кота, изрядно помял его (у котика аж белки глаз, от изумления, на лоб полезли) и вернул. Всю дальнейшую дорогу ягуарчик боялся скандалить, только тихонечко поскуливал, с опаской озираясь на своего нового дружбана.

Напротив Шарика сидел старый, кастрированный пекинес Риччи, наполовину облысевший от страха, но не сводивший с красавицы глаз. Наверное, хотел съесть - хозяйка сказала, что пёс довольно таки кровожадный парень.

Шарик плюнула на новых друзей и решила показать пример отваги и сдержанности, развалившись на моих коленях и спокойно созерцая шумиху вокруг нас.

Порой мне кажется, что мы, как зомби с чемоданами, обречены на вечные скитания.

Перед границей автобус останавливался пару раз на перекур: первый раз на пять минут( мы с Шариком решили не выходить, так как не курим), второй раз, почти у самой границы, на пятнадцать минут.

На улице стояло много столиков, вкусно пахло и волонтёры раздавали горячую еду ( вареники выглядели особенно заманчиво), печенье, конфеты, фрукты, соки, воду, детское питание.

Нам с Шариком хватило тринадцати минут, чтобы посетить маленький деревянный домик, стоявший в чистом поле , перехватить сухим пайком печеньки и воду (серьёзно есть в дорогу побоялись) и вернуться в автобус.

Через шестнадцать минут водитель стал нервничать, а сопровождающий эвакуационные автобусы орать:" Нияк нэ нажрэтэся!"

Я позвонила Нине и буквально через минуту все были на своих местах.

Никто не умер, ничего серьёзного не случилось, но неприятный осадок остался.

Нам повезло - мы проходили таможенный контроль на украинской стороне, сидя в автобусе. У беженцев, переходивших границу на своих двоих, это мероприятие занимало от двенадцати до девятнадцати часов. Мы потратили чуть более пяти часов своего времени. Могли бы и быстрее, но автобус перед нами затормозил всю колонну. В автобусе было много мужчин до шестидесяти, которые не подлежали эмиграции. Но не для кого ни секрет, что пять - шесть тысяч зелёных решали проблему. К тому же женщина, ехавшая в этом автобусе, как то не так ответила таможеннику на его вопрос.

Во время этого инцидента сопровождающий колонну вошёл к нам и предупредил, чтобы подробно не распространялись куда и зачем едем ( как будто без расспросов было не понятно ) , а коротко отвечали: " не знаю", " бегу от войны", " как получится".

Наш автобус прошёл контроль быстро, так как выезжали в основном женщины, дети, домашние питомцы и штук пять мужчин, граждан Израиля, которых пропускали беспрепятственно.

На польской границе попросили выйти из автобуса - обычная процедура ( все кто ездил за рубеж автобусом в курсе). Пограничники ни о чём не спрашивали, быстро всех зарегистрировали ( достаточно было украинского паспорта), с детьми и домашними питомцами пропустили вне очереди. Волонтёры в приграничном помещении раздали бутерброды, кофе, печенье, конфеты…
Шарик сидела на своём привычном месте - за пазухой и внимательно за всеми наблюдала. У выхода из помещения женщина-пограничник поинтересовалась документами Шарика ( они остались в автобусе ), я ответила, что мы из Харькова, она закрыла лицо ладонями и заплакала. Шарик дрыгнула лапкой и зарылась в шарф поглубже.
От приграничного города Козелец мы направились в Зосим. Автобус остановился возле спортивного центра, где нас встречали волонтёры горячей едой и напитками. Есть по-прежнему не хотелось.
Инвалидная коляска окончательно сломалась. Нина предложила её выбросить, но я побоялась - вдруг придётся возвращать. И пришлось мне тягать коляску, сумку и Шарика - зрелище ещё то…
Денис ждал нас в Люблине. Игорь - брат Тамары, позаботился о бесплатной гостинице в этом городе по волонтёрской программе, чтобы мы могли отдохнуть,
но "человек предполагает, а Бог располагает". Автобусы из Зосима в Люблин не ходили, такси тоже не водились в этих краях.
Мы с Шариком сидели в кресле и расстраивались. Шёл снег, было темно, молодой человек разжёг возле нас в металлической урне костёр - мы стали согреваться и решение пришло само собой.
Через пять минут мы сидели в большом автобусе, едущем в Варшаву. Перед отправкой весёлый поляк прошёлся по автобусу и раздал всем подарки в больших пакетах - огромное яблоко, вода, детское питание, конфеты, печенье. Это пакет так и пропутешествовал с нами всю дорогу до места назначения. Через пять часов мы были в Варшаве.