Найти тему
90,4K подписчиков

Укореняем розу из букета в домашних условиях

8K прочитали

Здравствуйте! Сегодня я хочу поговорить о странном занятии – выращивании роз из покупных букетов. Случается, что какой-нибудь цветок настолько красив, что хочется, чтобы такой же рос на своём участке. Я несколько раз пробовал укоренять такие розы – и теперь решил поделиться опытом.

Розы в букете
Розы в букете

Можно ли вообще укоренить срезанную розу

Прежде всего нужно оценить шансы на укоренение. Дело в том, что розы в цветочных магазинах бывают импортными и местными, выращенными в ближайших питомниках или теплицах. И шансы вырастить из них что-то жизнеспособное резко различаются:

  • Импортные розы (особенно голландские сорта – эта страна вообще славится своим цветоводством) после срезания обрабатывают специальными химикатами, продлевающими жизнь и свежесть цветку. Но за всё надо платить – и платой здесь становится корнеобразование. Очень жаль, но черенки из таких цветов почти никогда не укореняются: покупателям не нужно, чтобы стоящая в вазе с водой роза пустила корешки – это некрасиво. Вероятность успешного прорастания есть – но в пределах 5-7% по наблюдениям тех садоводов, кто пытался это делать.
  • Местные розы быстро довозятся до магазина и обычно не проходят специальной обработки. Поэтому вероятность укоренения у них по моим наблюдениям – где-то 6 из 10. То есть не всегда, но чаще всего черенок даст корни и сможет выжить в грунте.

Ну а теперь расскажу о технологии укоренения.

Готовим черенок

Перед заготовкой черенков я оцениваю, сколько роза стояла в воде. Лучше всего начинать нарезку сразу же, не ставя букет в воду. Хуже, когда он уже несколько дней постоял в воде. Если же роза ухитрилась провести в вазе неделю и больше, не осыпавшись – не стоит и браться: вряд ли там хотя бы четверть стебля осталась живой. Важно ещё, чтобы вода, в которой стоит роза, была чистой. Я использую либо родниковую, либо, если не получается съездить на родник – покупную артезианскую, продающуюся для питья. Водопроводная вода, даже очищенная, скорее погубит цветок, чем сохранит ему жизнь.

Укореняем букетную розу
Укореняем букетную розу

В любом случае я начинаю с того, что обновляю нижний срез. У свежей розы я срезаю 2-3 см, у простоявшей пару дней – до трети стебля. Нижний срез я всегда делаю косым, примерно на 45 градусов к оси стебля.

Также я срезаю верхнюю часть стебля с бутоном. Он больше не нужен, а вот воду и питательные вещества будет потреблять и погубит весь черенок. Верхний срез я делаю тупым, чтобы меньше шло испарение. Кроме того, я удаляю с черенка все листья: придёт время – вырастут новые, а на этапе укоренения имеющиеся только помешают. Максимум можно оставить 1-2 пары в верхней части черенка. Также я аккуратно секатором срезаю и шипы: они не нужны, а в процессе работы будут мешать. Срезы я обрабатываю марганцовкой или присыпаю толченым активированным углем, чтобы обеззаразить. Не буду напоминать, что работать надо только острым и чистым ножом либо хорошо отточенным секатором.

В результате должен остаться черенок с 3 почками длиной в 15-20 см. Его уже можно попробовать укоренить.

Способы укоренения черенков розы
Способы укоренения черенков розы

Укоренение в воде

В воде я укореняю черенки так:

  1. Готовлю раствор стимулятора роста (Эпин, Гетероауксин) и погружаю в него нижний конец черенка на сутки. Как готовить раствор, указано на упаковке препарата.
  2. Через сутки переношу черенок в емкость с отстоявшейся питьевой водой. Надо, чтобы вода покрывала его до 1/3 длины стебля. Главное, чтобы одна почка была под поверхностью воды.
  3. Держу черенок в воде, ежедневно её меняя, до тех пор, пока не начнут образовываться корни.

Если всё сделано правильно, примерно через 3 недели на нижней части черенка начнут образовываться зачатки корневой системы. Когда корни достигнут длины в 4-5 см, можно пересаживать черенок в емкость с питательным субстратом.

Укоренение в картошке

Звучит странно, но этот метод работает. Действую я так:

  1. Беру крепкий здоровый клубень картошки без повреждений.
  2. Тщательно мою его и удаляю ножом глазки: иначе в рост тронутся корни у картошки, а не у розы.
  3. Делаю в клубне отверстие и осторожно втыкаю в него нижний конец черенка (он всё равно заостренный).
  4. Высаживаю картофель прямо в грунт, поливаю отстоявшейся водой и накрываю срезанной пластиковой бутылкой черенок, чтобы получилась микротеплица. Главное, чтобы верхушечная почка розы осталась над поверхностью, всё остальное может быть в грунте.
  5. Регулярно поливаю грунт вокруг черенка.
  6. На зиму бутылку не снимаю. Наоборот, слегка присыпаю землёй и укрываю лапником и агроволокном.
  7. Если всё прошло правильно, к весне у меня на участке уже растет маленький куст розы.

Укоренение в горшке

Это традиционный и самый надежный способ. Делаю я это так:

  1. Беру цветочный горшок (тщательно вымытый и облитый кипятком для стерильности) и наполняю его питательным грунтом для роз. Грунт и дренажный керамзит (его я сыплю на дно) перед этим пропариваю в духовке при 200 градусах в течение получаса – это убьёт вредителей и возбудителей болезней.
  2. В грунт втыкаю черенок так, чтобы нижняя почка была под землёй.
  3. Хорошо поливаю субстрат и накрываю черенок стеклянной банкой такого размера, чтобы он там полностью помещался. Это тоже микротеплица.
  4. Горшок ставлю в помещение с температурой в 18-25 градусов. Холод не даст укорениться черенку, а на жаре он «спекается» и пересохнет.
  5. Когда на черенке начнут появляться зачатки отростков, я слегка приподнимаю (на 1,5-2 см) банку над грунтом. Это нужно для постепенного закаливания будущей розы.
  6. Когда черенок нормально разовьется, снимаю банку и оставляю горшок до весны в доме.
  7. Весной аккуратно пересаживаю укоренившийся куст розы на постоянное место.
Укоренение роз из букета
Укоренение роз из букета

Укоренение в грунте

Не самый надежный, но простой способ. Он хорош ещё и тем, что после него розовые кусты не дают поросли из шиповника. Действую я так:

  1. Нарезанные черенки в конце октября обрабатываю стимулятором роста.
  2. Втыкаю их в плодородный грунт на участке и обильно поливаю. Над землёй должны быть 1-2 почки.
  3. Накрываю срезанными пластиковыми бутылками кажды.
  4. С началом холодов укрываю лапником и агроволокном.
  5. По весне снимаю лапник и укрытие и считаю перезимовавшие и укоренившиеся кусты. Обычно из 10 саженцев выживают 7-8.

Заключение

Укоренение черенка из покупной розы – занятие кропотливое, но не слишком трудоемкое. И оно доступно даже начинающему цветоводу. Я много раз пробовал это делать – и сейчас получившиеся розы цветут на моём участке и у моих друзей.

А вы пробовали укоренять розы из букета? Если да, то поделитесь своим опытом – это интересно и мне, и другим читателям.

Статья была полезна? Жми «Палец вверх»!

Искренне ваш, Огородник Шпаргалкин

Читайте также: Выращивание перца чили в домашних условиях

Присоединяйтесь к нашему чату для огородников в телеграмм