1-й день. Из жизни Филарета Милостивого
(Память Св. Филарета Милостивого)
Не говоря уже о том, что полные жизнеописания Святых суть богатые сокровищницы, из которых мы можем почерпать все, потребное к животу и благочестию, должно заметить, что и краткие сказания о жизни их весьма полезны для нас и подают нам весьма многие и спасительные уроки. Для убеждения вас в последнем, вот вам, братия, краткое сказание о жизни св. Филарета Милостивого, приводимое нами ниже так, как оно изложено в Прологе, на славянском языке.
Сей, сказано про Филарета: бяше при Константине царе и Ирине, сын Георгиев и Аннин. От них же ко общению брака, жене честне припрягся и земледельствию прилежа и оттуду притяжания многая стяжав. Бысть же богат убо и милостив. Тем же и завистию дьяволею обнища, якоже некогда Иова в толикую нищету сведе, яко лишитися ему и домашния пищи. Но Бог того не остави до конца томитися в нищете. Внуку убо его Марию всяким благолепием личным быти сущу исполнену, и разумну, царицыну сыну Константину в жену управи. И того таковой же чести сподоби и многому богатству властеля быти. Он же по обычаю требующим неоскудно подаваше. И уже времени отшествия его приспевшу, созвав своя вся сродники, и хотящия им сбытися прорече. Приложи же и сия: «страннолюбия не забудите, о чуждих имениях не пецытеся, церковного хождения не оставляйте». И, вся собрав, рек: «Якоже мене видесте творяща, тако и вы творите». И сия рек, благословив, с миром успе.
Какие же, например, хотя это одно краткое сказание, может дать нам уроки для жизни нашей? Знайте, братия, и одно это краткое сказание о Филарете может дать нам уроки для жизни нашей многие и спасительные. Выслушайте о сем со вниманием.
Сказание о Филарете, прежде всего, дает урок ленивым, чтобы они не говорили, что их бедность происходит будто бы оттого только, что на их долю выпало земледелие. Пусть вникнут они в то, что и Филарет также земледельствию прилежа, но оттуду притяжания многа стяжав. Значит, должны они понять то, что бедность их – не от доли их зависит, а скорее всего или от привычки их к разгулу, или от праздности. Бегай они от праздности, обуздай свои страсти, и бедности не будет и суетные их отговорки кончатся.
Второй урок сказание о Филарете дает скупым, которые думают, что если они будут помогать бедным, то придут в разорение; и посему не трогаются ни слезами, ни мольбами вдов и сирот, а заводят лихих псов, чтобы нищие не знали порога их. Богатство, как видно из жизни Филарета, милости мешает, равно как и милость богатству. Бысть же, как слышали скупые про Филарета, богат убо и милостив. Да научатся же и они из сего примера помнить слова Давида: состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба (Пс.36:25) и пусть скупость заменят щедростью.
Третий урок сказание о Филарете дает терпящим несчастия по-видимому без вины, чтобы они не отчаивались, а возлагали надежду на Бога. Вот и Филарет завистию дьяволею обнища; якоже некогда Иова в толикую нищету введе, яко лишитися ему и домашния пищи. Но Бог того не остави томитися в нищете. Внуку убо его Марию, всяким благолепием личным сущу исполнену и разумну, царицыну сыну Константину в жену управи. И того (т.е. Филарета) таковей же чести сподоби, и многому богатству властеля быти. Значит, пусть помнят терпящие несчастия без вины, что Господь и их не оставит искуситься паче, нежели они могут, и их несчастие обратит в счастье и скорбь в веселие.
Четвертый урок сказание о Филарете дает находящимся в счастье, чтобы они не зазнавались и не отвращали лица своего от несчастных. Филарет и когда был богат, был милостив, и когда беден так же, и когда сделался дедом царским, тоже, по обычаю требующим подаваше. Пример, достойный подражания!
Пятый урок сказание о Филарете подает уже и всем нам в том смысле, чтобы мы помнили, что за милостыни к бедным, Господь награждает милостивых и в сей еще жизни не только телесно, но и духовно. За милостыню, как видим, Филарет сподобился и дара пророчества. И уже времени отшествия его приспевшу, созвав своя вся сродники, и хотящия им сбытися прорече. Так-то Господь милостив к милостивым.
Шестой урок сказание о Филарете также подает всем нам в том отношении, чтобы мы, подавая ближним пример благочестия при жизни, завещали им следовать нашему примеру и при смерти. При кончине своей, Филарет, как слышали, говорил окружавшим его: страннолюбия не забудите, о чуждих имениях не пецытеся, церковного хождения не оставляйте и якоже мене видесте творяща, тако и вы творите. И как поступил при кончине своей Филарет, так же, конечно, должны поступать и все мы, если только жили мы во славу Божию, на пользу ближних и спасение своей души.
Седьмой, наконец, урок получаем из сказания о Филарете тот, чтобы мы знали, что Господь милостивым посылает и кончину непостыдную и мирную, как о Филарете и говорится: благословив всех, с миром успе. А поскольку кончина непостыдная и мирная есть дело великое, то значит, что она никому даром не достается и что есть средство получить ее и чрез милостыню.
Из всего сказанного нами, надеемся, вы убедились в том, что и краткие сказания из жития святых могут дать нам уроки многие и спасительные и открыть нам вход в обители небесные. Аминь.
2-й день (1). Против ложного свидетельствования на суде
(Память святыя мученицы Миропии)
Из страха, и часто ложного, ответственности перед судом вы, братие, когда призываетесь в оный, нередко, несмотря даже на принимаемую вами присягу, скрываете истину и говорите неправду. Мне даже приходилось видеть и таких, которые, возвратившись из суда, с какою-то бесовскою радостью похвалялись своим обманом и говорили, что они тогда-то присягу съели! Нечего доказывать, что эти последние – к греху клятвопреступления присоединяют еще страшный грех богохуления и кощунства и потому подлежат тягчайшей ответственности пред Богом. Довольно сказать, что и вообще скрывать истину на суде есть величайшее зло, ибо сколько через это пострадало невинных! Сколько оправдано разбойников и грабителей, которые снова возвращались на свои дела и снова начинали грабить и убивать! А кто виноват в этом, как не ложные свидетели?.. Нет, не так, братие, мы, последователи Христа Спасителя, должны поступать. Правда должна быть для нас так священна, что мы должны свидетельствовать о ней на суде даже в том случае, если бы нам самим грозила опасность пострадать за нее. Пусть мы лучше пострадаем, чем страдать из-за нас другим невинным. Так и святые поступали; и вот сему доказательство.
Святая Миропия, услыхавши о смерти мученика Исидора, пожелала сокрыть тело его, брошенное князем Хиосского острова в некоторой дебри и охраняемое воинами. Для сего она с некоторыми из прислужниц ночью пришла на место, где лежало оно, и, поскольку воины спали, то без труда взяла его и в избранном ею месте честно погребла. Между тем князь-мучитель вскоре узнал о похищении тела, и на воинов-стражей разгневался. Он заковал их в цепи и приказал водить по всему острову, чтобы они непременно нашли тело мученика; в случае же, если не найдут, угрожал им смертью. Миропия узнала об этом и, видя воинов окованных, мучимых и влекомых по острову, сказала сама себе: «Они страждут ради меня, а ведь на суде Божием мне за это горе будет». И тотчас, пришедши к воинам, сказала: «Друзья, не трудитесь напрасно! Тело, которое пропало у вас, сокрыла я». Они взяли ее и привели на суд к князю. «Правду ли они говорят про тебя, – спросил последний, – что ты взяла тело Исидора?» «Правду», – отвечала Миропия. Князь пришел в ярость и предал святую на мучения. И били ее палицами без милости и влачили за власы по всему острову и затем снова били по всем членам тела и, наконец, едва живую бросили в темницу, где и предала она дух свой Господу.
Итак, видите, братие, что святые из-за истины и чтобы спасти других судимых шли даже на явную смерть. Нам ли в настоящее время бояться говорить правду на судах справедливых и милостивых? Нам ли не открывать истины, когда нам, даже и в случае обвинения, не угрожают ни мучения, ни смерть? Но, положим, хоть бы и последние были. Так разве хорошо христианину лгать? Разве достойно его предавать невинных? Разве можно что утаить от Бога? Ведь Он все видит и знает, и за все у нас ответа спросит. Аминь.
2-й день (2). К прихожанам, живущим среди раскольников
(Поучение от Лимониса о ходящих к церквам латинским и жидовским и прочих иных вер)
Православные не должны ходить к раскольникам слушать совершаемые ими службы.
Когда кого-нибудь из вас раскольники приглашают в свои моленные для слушания их службы, то вы, как мне известно, не отказываетесь от этого и с удовольствием ходите к ним, не видя в этом для себя ничего предосудительного. Иные даже, возвращаясь оттуда, с восторгом рассказывают, что у такого-то уж так хорошо служба шла, что мы у него словно сладкого меда вкусили! Не знаю, братия, может быть, и на самом деле у раскольников хорошо служба идёт, но только ходить к ним на службу положительно не следует; а почему, сейчас узнаете.
Один монах, живший в монастыре свят. Феодосия, хотя был и православный, но, по своей простоте, мало обращая внимания на различия вер, часто выходил из келлии и отправлялся в церкви или Египтян, или Армян, или других еретиков и там постоянно до конца выстаивал их службы, нисколько не думая о том, что это грешно. Этому иноку однажды явился Ангел и спросил его: «Скажи мне, старец, когда ты умрёшь, то как хочешь, чтоб над тобою был совершён обряд погребения: по-египетски ли, или по-армянски, или по другой какой еретической секте, или по-православному?» Старец отвечал: «Не знаю». Тогда Ангел сказал ему: «Так размысли о себе; через три недели я приду к тебе, и тогда мне скажешь». По явлении Ангела инок пошёл за советом к одному прозорливому старцу и передал ему слова Ангела. Тот, выслушавши их, внимательно посмотрел на гостя и сказал: «Да уж не ходишь ли ты к церквам иноверных?» «Да, – отвечал инок, – где застану пение, там и слушаю его; армянское ли оно, египетское ли, или другое какое еретическое, – мне все равно». Прозорливец тогда воскликнул: «Горе тебе, брат, хотя ты и считаешь себя православным! Горе тебе будет за твоё хождение в церкви к тем, которые отметают правила соборов и святых отец! Образумься скорее: и когда придёт к тебе ангел, тотчас скажи ему: отселе хочу православным быть!» Прошло три недели, и Ангел действительно явился иноку и спросил: «Ну, что ты размыслил о себе?» «Да, хочу православным быть», – отвечал старец. «Хорошо ты это сделал, – сказал на это ему Ангел, – ибо теперь только и освободил душу свою от муки». И после сих слов Ангела старец тут же скончался.
Чем, братие, после сей повести, заключить мне к вам своё предостережение? Заключаю словами, поставленными в конце её: «Се же все бысть нам на образ учения, да не слушаем пения латинского, ни армянского, и ни прочих еретик; но в Вере, в ней же есмы, к той церкви идем, и причастие приимем, да не погубим труда добродетельного, и с нечестивыми да не осуждены будем от Господа, Ему же слава ныне и присно, и во веки веков». Аминь.