Найти в Дзене
ГОСТ правда

Как устроена система фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения

Сложно найти водителя, который ни разу не получал так называемые «письма счастья» от ГИБДД. Камеры автоматической фото и видеофиксации нарушений правил дорожного движения (ПДД) установлены во всех субъектах Российской Федерации, их количество ежегодно растет, увеличиваются и виды фиксируемых ими нарушений. Но задавались ли вы когда-нибудь вопросом, как устроена эта система? Комплексы автоматической фиксации нарушений ПДД или дорожные камеры наблюдения появились в России в 2008 году, когда была утверждена Федеральная программа по безопасности дорожного движения. С тех пор, данные о правонарушениях водителей в электронном виде стали являться основанием для штрафов. Если раньше для выписки квитанции на штраф требовалось участие инспектора ГИБДД и самого нарушителя, а видеозапись могла использоваться только в качестве доказательной базы, то теперь при фиксации нарушения система может автоматически формировать квитанции на адрес лица, в отношении которого возбуждено дело об административном

Сложно найти водителя, который ни разу не получал так называемые «письма счастья» от ГИБДД. Камеры автоматической фото и видеофиксации нарушений правил дорожного движения (ПДД) установлены во всех субъектах Российской Федерации, их количество ежегодно растет, увеличиваются и виды фиксируемых ими нарушений. Но задавались ли вы когда-нибудь вопросом, как устроена эта система?

Комплексы автоматической фиксации нарушений ПДД или дорожные камеры наблюдения появились в России в 2008 году, когда была утверждена Федеральная программа по безопасности дорожного движения. С тех пор, данные о правонарушениях водителей в электронном виде стали являться основанием для штрафов.

Если раньше для выписки квитанции на штраф требовалось участие инспектора ГИБДД и самого нарушителя, а видеозапись могла использоваться только в качестве доказательной базы, то теперь при фиксации нарушения система может автоматически формировать квитанции на адрес лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

Виды нарушений, фиксируемых комплексами:

  • превышение установленной скорости движения;
  • проезд перекрестка на запрещающий сигнал светофора;
  • выезд за стоп-линию перекрестка на запрещающий сигнал светофора;
  • движение транспортных средств по обочине;
  • выезд на полосу предназначенную для встречного движения;
  • движение по полосе, предназначенной для маршрутных транспортных средств;
  • выезд на перекресток при заторе;
  • проезд под знаком «Движение грузовых автомобилей запрещено»;
  • нарушение правил парковки;
  • нарушение правил оплаты проезда для тяжелых грузовиков.

Что происходит, когда система зафиксировала нарушение

Информацию о нарушении комплекс направляет на сервер. Здесь обрабатываются изображения и «извлекаются» сведения о госномере автомобиля и самом нарушении. Далее определяется личность владельца и формируется постановление об административном правонарушении.

Система может работать в автономном режиме, но во избежание неточностей оператор центра фиксации нарушений должен контролировать качество проведенной работы. Если у сотрудника центра не возникло вопросов, он отправляет файл с информацией о нарушении инспектору ГИБДД. Далее постановление заверяется электронной цифровой подписью и отправляется на сервер. После всех процедур его печатают на бумаге и направляют нарушителю.

По способу использования комплексы подразделяются на стационарные, передвижные и мобильные.

Размещение и функционирование всех типов комплексов фото и видеофиксации осуществляется согласно утвержденной дислокации, на участках автомобильных дорог с высокой вероятностью возникновения дорожно-транспортных происшествий.

В соответствии с ГОСТ Р 57144-2016 «Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением» перед стационарными комплексами фотовидеофиксации предусмотрена установка информационных табличек 8.23 "Фотовидеофиксация".

-2

А вот перед передвижными комплексами фотовидеофиксации согласно ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» установка таких информационных табличек не требуется.

Все комплексы автоматической фиксации нарушений ПДД через установленный межповерочный интервал должны проходить поверку, которую по всей стране осуществляют специалисты региональных центров стандартизации и метрологии Росстандарта.

-3

Согласно требованиям Федерального закона №102-ФЗ от 26.06.2008 г. «Об обеспечении единства измерений» данные о поверке комплекса должны быть опубликованы в Федеральном информационном фонде обеспечения единства измерений - ФГИС «АРШИН». Проверить не истек ли срок поверки комплекса, можно перейдя по ссылке https://fgis.gost.ru/fundmetrology/cm/results/

В полученном постановлении о нарушении ПДД всегда указывается тип и заводской номер комплекса, с помощью которого было зафиксировано нарушение, а также время совершения нарушения и координаты установки комплекса. Используя фильтр по типу и заводскому номеру комплекса можно узнать, имел ли комплекс действующую поверку комплекс на момент фиксации нарушения ПДД.

-4

Также хотелось бы отметить, что при движении нужно учитывать погрешность датчика скорости установленного в автомобиле, она может достигать даже 10%, причем чаще всего в большую сторону. Использование круиз-контроля также не гарантирует точного соблюдения скорости движения транспортного средства, поскольку он использует показания датчика скорости. Более точными будут показания скорости приемников спутниковой навигации, в частности модулей спутниковой навигации установленных в смартфонах. Узнать погрешность спидометра и в дальнейшем учитывать ее при движении можно, сравнив показания скорости спидометра и приемника спутниковой навигации, установив на смартфон специальные приложения, например такие как Яндекс Навигатор, GPS Infoи им подобные.

Использование радар-детектора не всегда гарантирует оповещение о приближении к комплексу автоматической фиксации нарушений ПДД, ведь многие комплексы не излучают радиосигнал, который принимает радар-детектор.

Существуют радар-детекторы с приемником спутниковой навигации и базой мест установки камер. Такой прибор предупредит о приближении к комплексу, используя местоположение транспортного средства, в котором он установлен. Применяя указанные радар-детекторы, не забывайте своевременно обновлять базу данных мест установки комплексов автоматической фиксации нарушений ПДД.

Важно помнить, что в независимости от наличия на дороге камер, каждому водителю нужно быть особенно внимательными и осторожными, соблюдать безопасную скорость движения на дороге!

Материал подготовлен специалистами ЦСМ Росстандарта в Республике Татарстан.

Подписывайтесь на наш канал и следите за новыми материалами!