Найти тему
Планета знаменитостей

Приемные дети Максима Горького

Оглавление

О судьбе родных детей Алексея Максимовича и Екатерины Павловны Пешковых канал “Планета знаменитостей” рассказал здесь. Но в жизни писателя были другие женщины и другие дети. Настало время рассказать о них.

Дети Марии Андреевой

По документам актриса Мария Андреева (псевдоним, под которым она выступала на сцене, скрывал девичью фамилию Юрковская) была женой действительного статского советника Андрея Алексеевича Желябужского. Как и Горький, брака Андреева не расторгала. Но фактически они с писателем жили совместно с 1904 по 1920 годы.

Большую часть времени сожители провели вдали от России. Уезжая за границу в 1904-м, Андреева оставила в Москве с отцом детей, рожденных в законном браке: 16-летнего сына Юрия (Георгия) и 10-летнюю дочь Екатерину.

Заниматься детьми времени не было: с приходом новой любви она, бросив и семью, и театр, с головой окунулась в общественную деятельность. На много лет вперед она стала верной соратницей и секретарем Горького.

Достойно обеспечивая семью до революции, Андрей Желябужский смог ужиться и с новой властью: с 1919 года он служил в отделе Государственного Контроля Николаевской железной дороги старшим контролером.

Максим Горький и Мария Андреева.
Максим Горький и Мария Андреева.

В 1920-м, через несколько лет после возвращения из Европы в Советскую Россию, Горький и Андреева расстались. Причиной стали и расхождение в политических взглядах, и увлеченность Горького другими женщинами. Как и с Екатериной Пешковой, так и с Марией Андреевой писателю удалось сохранить деловые и дружеские отношения. Наладился у Горького контакт и с повзрослевшими пасынками.

Екатерина Желябужская к этому времени уже была замужем. Работала переводчицей. Детей не было (по крайней мере, никаких упоминаний об этом в источниках нет). Живя по-соседству, вместе с супругом она часто бывала в квартире, где Горький и Андреева жили по возвращении в Петроград. В своих воспоминаниях Екатерина Андреевна откровенно описала окружение писателя в тот период (с 1918-го по 1920-й). Записи эти, сделанные ею в 50-х, остались незавершенными и до первой публикации уже после развала СССР хранились в ЦГАЛИ.

Екатерина Желябужская, дочь Марии Андреевой.
Екатерина Желябужская, дочь Марии Андреевой.

Об этом периоде жизни Алексея Максимовича Екатерина Желябужская писала:

"В тот период… к Алексею Максимовичу стекалось все, что было тяжелого, трудного, иногда отрицательного. Мы, младшее поколение, называли в шутку квартиру 5/16 по Кронверкскому, 23, где жили в то время Алеша и мама, «Центржалоба». И действительно, жаловаться сюда приходили все: академики, профессора, всякие обиженные интеллигенты и псевдоинтеллигенты, всякие князья, дамы из «общества», ущемленные российские капиталисты, еще не успевшие сбежать к Деникину или за границу, вообще те, чью хорошую жизнь дерзко нарушила Революция.
Зайдешь утром до работы повидать маму и в передней, столовой, зале у стен сидят хмурые люди и ждут. Ну прямо приемная учреждения, а не частная квартира.
И все эти жалобщики! Одному есть нечего, другому топить нечем, у третьих реквизировали квартиру или забирают в музей картины, фарфор, стильную мебель, а вон та пришла просить за арестованного отца, мужа, брата, сына. Бывало, что он заступался за людей, за которых не следовало заступаться, даже политически неверно".

В отличие от младшей сестры, Юрий Желябужский принял нового спутника и изменения в образе жизни мамы практически сразу. Часто бывал у них в гостях, много времени провел с Горьким на Капри.

Юрий Желябужский с мамой Марией Андреевой и отчимом Максимом Горьким.
Юрий Желябужский с мамой Марией Андреевой и отчимом Максимом Горьким.

Европейские “каникулы” дали Юрию отличное знание языков, и поначалу он выбрал профессию переводчика, успешно публиковался в петроградских журналах. Затем заинтересовался кораблестроением, поступил в политехнический институт. Однако в 1916-м, отучившись 3 года, вновь резко изменил свой путь и стал лаборантом в Московской кинолаборатории.

Кинематограф оказался его призванием. Как оператор-документалист Юрий Желябужский снимал в феврале 1917-го демонстрацию рабочих. В июне 1917-го Юрий получил приглашение на кинофабрику “Русь” (с 1924 года - “Межрабл-Русь”) - сыграла роль протекция Константина Станиславского, высоко ценившего талант Марии Андреевой и дружившего еще с ее отцом, главным режиссером Александринского театра Федором Александровичем Юрковским. Молодой человек проявил себя как отличный специалист и вскоре официально совмещал должности оператора, сценариста, режиссера.

Юрий Желябужский внес огромный вклад в развитие советского кино.
Юрий Желябужский внес огромный вклад в развитие советского кино.

Среди работ Юрия Андреевича Желябужского были ленты исторического и образовательного направления. В 40-х годах при его поддержке развивалась советская мультипликация. Но главной деятельностью была кинохроника. О высочайшем статусе мастера в советском государстве говорит тот факт, что он являлся одним из руководителей группы, снимавшей В. И. Ленина и других партийных лидеров.

Юрий Желябужский стоял у истоков создания Государственной киношколы (теперь это ВГИК). С осени 1919-го, когда главные организационные вопросы были решены, преподавал в новом учебном заведении операторское мастерство. В 1941-1942 годах Ю.А. Желябужский возглавлял киношколу.

Супругой Юрия Желябужского стала актриса МХАТа Анна Дмоховская. Их единственная дочь Светлана умерла в младенчестве. Родным для Юрия Андреевича и Анны Михайловны стал племянник актрисы Александр. Родители Саши, родившегося в апреле 1937-го, были репрессированы в 1938-м, тетя с дядей стали его семьей.

Александр Георгиевич Дмоховский, ставший сыном Юрию Желябужскому,прожил всего 46 лет, но оставил свой след в культурной жизни России. Окончив Литературный институт, он стал поэтом-песенником. Более 300 песен на его стихи были в репертуаре Муслима Магомаева, Нани Брегвадзе, Иосифа Кобзона, Полада Бюль-Бюль оглы, Рената Ибрагимова и других исполнителей.

К сожалению, потомков у Желябужских и Дмоховских в этой ветви не осталось. Их могилы на Новодевичьем и Кунцевском кладбищах выглядят запущенными.

Крестный сын

С некоторых пор Максиму Горькому приписывают “родство” с Генрихом Ягодой. Якобы писатель стал крестным еврейского парнишки, чтобы вывести его за пределы черты оседлости, ограничивавшей в царской России расселение евреев.

Действительно, Горький и Ягода познакомились еще в Нижнем Новгороде, задолго до пика политической карьеры Генриха. И в дом Пешковых в дальнейшем Ягода был вхож, сблизившись с сыном писателя Максимом и долго добиваясь взаимности от его жены Тимоши. Более того: арестованный Ягода признал обвинение в организации убийства сына Горького. Однако слухи об их родстве - искажение биографии их обоих.

На самом деле крестным сыном Алексея Максимовича Пешкова стал Залман Михайлович Свердлов, родной брат известного революционера и политического деятеля Советской России Якова Михайловича Свердлова. А вот он как раз был родственником Ягоды - их отцы были двоюродными братьями. На этом все исчерпывается.

Залман Михайлович Свердлов - старший брат Якова, родился в Нижнем Новгороде в 1884-м. С семьей Свердловых Горький подружился в конце 1890-х - начале 1900-х. Уже в 1901-м Залман Свердлов и Алексей Пешков были впервые вместе арестованы: они попались на использовании типографского оборудования для печати революционных листовок.

В 1902-м Залман Свердлов навещал Максима Горького в Арзамасе, где писатель отбывал ссылку. Там он принял участие в творческом чтении нового произведения товарища - пьесы “На дне”. Единственный слушатель постановки - В. И. Немирович-Данченко, высоко оценил артистические способности Залмана, читавшего роль Васьки Пепла. Сгоряча не учтя происхождение талантливого чтеца, именитый театральный педагог посоветовал парню ехать в столицу, чтобы получить соответствующее образование.

Эта идея вдохновила Залмана. Поехав в Москву, юноша попытался поступить в Императорское филармоническое училище. Но ему было отказано в этой возможности из-за иудейского вероисповедания.

Горький решил помочь другу осуществить мечту. Залман перешел в православие, приняв вместе с новой верой имя Зиновий Алексеевич Пешков. Узнав о таком поступке, родной отец отрекся от старшего сына. Однако Залман/Зиновий не раскаялся - его влекла сцена.

Новое имя позволило ему поступить в школу МХТа. Однако вскоре “преображение” было раскрыто, власти потребовали покинуть Москву, так и не позволив юноше получить заветное театральное образование.

Горький с Андреевой к тому времени уже путешествовали по Европе. Алексей Максимович, узнав о неприятностях крестного сына, предложил ему уехать из России. Зиновий, обладавший отличной памятью, великолепно владел несколькими языками  (в конце жизни он знал их 7, включая сложнейшие японский, китайский и арабский), поэтому найти себе применение мог в любой стране.

Послушавшись совета крестного (а по некоторым сведениям и используя его деньги), Зиновий Пешков переехал в Канаду. Оттуда переехал в Новую Зеландию, затем - вернулся в Северную Америку, но уже в США. Пожив в Штатах, перебрался в Италию, поселившись у Алексея Максимовича. Работал молодой человек по протекции Горького секретарем у журналиста и писателя Александра Амфитеатрова.

В 1910-м Зиновий Пешков женился. Его избранницей стала дочь казачьего офицера Лидия Бураго. родившуюся через год дочь назвали Елизаветой.

Однако вскоре семья распалась: не принявший социалистических идей и из-за этого рассорившийся с крестным Зиновий уехал во Францию, а Лидия с дочерью остались в Италии.

С началом Первой мировой войны Зиновий Пешков вступил в Иностранный легион. В 1915-м получил тяжелое ранение. Сочтя потерявшего сознание бойца безнадежным, санитары хотели оставить его на поле боя. Но бывший рядом фронтовой друг настоял на эвакуации. Этим никому еще не известным лейтенантом был Шарль де Голль.

На лечение и реабилитацию Пешкову потребовался год. Но в армию потерявший правую руку легионер уже не вернулся: оценив способности и навыки, его направили на дипломатическую службу. Зиновий Алексеевич представлял интересы Франции в Канаде и США, затем - в России, представляя Французскую миссию при Временном правительстве.

Не изменяя своим взглядам, социалистической революции Зиновий Пешков не принял категорически. Он продолжил представлять Францию, поддерживая Белую Гвардию. Бывал с дипломатической миссией в ставке А. В. Колчака в Сибири и на Урале, в Крыму у П. Н. Врангеля.

Зиновий Алексеевич Пешков, французский легионер, друг и соратник Шарля де Голля, приемный сын Максима Горького, родной брат Якова Свердлова.
Зиновий Алексеевич Пешков, французский легионер, друг и соратник Шарля де Голля, приемный сын Максима Горького, родной брат Якова Свердлова.

Ни в эти годы, ни позднее Зиновий Пешков не интересовался судьбой своих родных - ни отрекшихся от него Свердловых, ни бывшей жены и дочери. Много лет спустя он женился вновь. Но родившийся во втором браке сын не прожил и десяти дней. Семья, потеряв ребенка, быстро распалась. Зиновий посвятил себя работе.

Пешков (Свердлов) представлял интересы Франции, входя в состав дипломатических миссий в Румынии, Грузии, Марокко, Японии, Китае. В годы Второй мировой войны был одним из лидеров французского Сопротивления.

Бригадный генерал Зиновий Пешкофф ушел из жизни в 1966 году, в возрасте 82 лет. Воздав легионеру воинские почести, соответствующие званию, его похоронили на “русском” кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

"Внучка" Лиза

Лиза Пешкова была внучкой Максима Горького лишь формально: кровного родства с крестным отца и его внучками Марфой и Дарьей у нее не было. Тем не менее, с рождения она носила фамилию Пешкова и в раннем возрасте воспитывалась в семье знаменитого писателя, воспринимая его как деда. Позднее Алексей Максимович также принимал участие в судьбе девушки.

После ссоры и отъезда Зиновия Пешкова из Италии Лидия Бураго и Лиза остались жить в доме Горького. Спустя несколько лет Лидия, решив, что бывший супруг не станет обеспечивать семью, повторно вышла замуж.

Лиза уже в 4 года начала получать образование: поначалу ее отдали в монастырскую школу, затем перевели в гимназию, оттуда - в коммерческое училище. Своей специальностью Лиза Пешкова выбрала языкознание, окончив отделение романских языков университета в Риме.

Все годы учебы девочка бывала в имении Горького, продолжая общаться с “дедушкой”. Позднее Елизавета Зиновьевна вспоминала:

«Дед Алексей всегда был очень ласков, у меня было много книг с его дарственными надписями «От деда Алексея — Лизочке». Все это пропало в годы репрессий. Это был необыкновенный человек. Мемуаристы не дают представления о нем; они пишут о себе, о Горьком-писателе. А какая это была светлая личность!»

В 33 года Елизавета вышла замуж. Ее избранником стал советский дипломат Иван Александрович Марков. Вместе с ним она в 1934-м приехала в СССР, приняв советское гражданство.

В 1935-м у Марковых родился сын Александр. А в 1936-м семья вновь вернулась в Италию - Иван Марков был назначен 2-м секретарем посольства. Спустя год Марков был обвинен властями Италии в шпионаже и вместе с семьей выслан из страны.

Через несколько месяцев после возвращения в Союз, в феврале 1938-го, Лиза рожает второго сына. Мальчика назвали Алексеем. Уже в марте и Иван Марков, и его супруга вновь получают обвинение в шпионаже - теперь уже от советских властей. В июне 1938-го Иван Александрович Марков был расстрелян, а Елизавета Зиновьевна, отказавшись сотрудничать со следствием и свидетельствовать против мужа или отказаться от него, приговорена к 10 годам заключения.

После ареста родителей месячный Алеша и двухлетний Саша оказались в детском доме с клеймом “детей врагов народа”. Довольно скоро малышей удалось вызволить из государственного учреждения: это смогла сделать Екатерина Павловна Пешкова.

Лиза, пробыв в лагерях несколько лет, была отправлена в ссылку - система проявила снисхождение к жене расстрелянного дипломата. В 1944-м ее отыскал Николай Биязи, занимавший в 1936-1938 годах пост военного атташе в Риме. С его помощью Елизавета Маркова (Пешкова) вернулась в Москву, получила работу преподавателя французского и итальянского в военном институте иностранных языков (Н. Н. Биязи в то время был его директором).

В 1947-м Елизавету назначили заведующей кафедрой романских языков, которые она знала лучше русского. Годом ранее ей присвоили звание лейтенанта.

Не являясь кровной родственницей, Елизавета Пешкова все же признавалась внучкой Горького.
Не являясь кровной родственницей, Елизавета Пешкова все же признавалась внучкой Горького.

В 1949-м Николай Николаевич решил продвинуть карьеру своей подопечной дальше, рекомендовав ее на работу в информагентство ТАСС. Однако этот шаг имел печальные последствия для обоих: тщательная проверка кандидатки выявила информацию о ее отце. Родства с гражданином Франции, иностранным легионером, поддерживавшим Белую гвардию, было достаточно, чтобы Пешкову из Москвы выслали в Краснодарский край, а Биязи уволили из руководства военным вузом.

Елизавета Пешкова после высылки из столицы много лет жила в небольшой станице, преподавая в школе французский язык. Саша Марков оставался в суворовском училище, куда еще раньше попал стараниями Биязи, а Алеша жил с мамой.

Хрущевская “оттепель” принесла Елизавете Пешковой реабилитацию. Она смогла переехать в Сочи и даже получила жилье: власти опасались, что интуристы узнают о том, в каких условиях живет “внучка” Горького. Море и пальмы побережья Черного моря напоминали о родной Италии, но уровень жизни был совсем иным. Поначалу Лиза работала дворником на пляже, после - медсестрой в поликлинике, последние годы своей жизни - библиотекарем-архивистом в краеведческом музее. И до конца дней женщина оставалась “под колпаком” спецслужб, каждый ее шаг жестко контролировался.

Тем не менее, в 1974-м Елизавете Пешковой удалось посетить Францию, побывать на могиле отца. В ту же поездку она познакомилась с единоутробной сестрой Марией, рожденной Лидией Бураго от второго супруга в 1919 году. После они еще несколько раз встречались, поддерживали связь.

Елизавета Зиновьевна Пешкова скончалась в 78 лет в 1989 году. Намного раньше, еще в 1968-м, в нелепой автомобильной аварии погиб ее первенец, кадровый военный Александр Иванович Марков. Его сын Ваня, родившийся в 1958-м, и сейчас живет в Минске. Младший сын Елизаветы Пешковой Алексей, став журналистом, жил в столице. Его не стало в 1993-м. Род Свердловых/Пешковых продолжили его сын Александр, получивший имя в честь дяди, и дочь Елизавета, названная в честь бабушки.

Прочитав статью, поставьте лайк, чтобы она нашла новых читателей! Вам не трудно, а каналу полезно)))))
Просьба в комментариях соблюдать корректность по отношению к собеседникам, даже если ваши точки зрения не совпадают.
Подписка на канал приветствуется.