- 15 октября 1791 года секретным рескриптом Екатерины II шейх Мансур как бунтовщик и государственный преступник был приговорен к пожизненному заключению в Шлиссельбургской крепости «за возбуждение народов гор против России и причинение большого ущерба Империи». В тот же день приговоренный был передан в распоряжение коменданта крепости Михаила Колюбакина. Как говорят документы, шейха поместили в «одиннадцатый нумер» на нижнем этаже казармы и определили ему содержание «по 25 копеек на день». Но и в крепости он не смирил свой гордый и горячий нрав. Примером тому может служить случай со стражником, который грубо обошелся с ним: «Его пылкая южная натура не могла мириться с суровыми требованиями крепостного режима. В один из дней в припадке гнева Мансур ударом ножа убил оскорбившего его грубостью караульного солдата», – писал историк М. Я. Корольков. После происшествия шейха навечно заковали в кандалы. Суровые условия содержания в тюрьме все же дали о себе знать: у Мансура развилась чахотка. В письме коменданта крепости зафиксировано, что в конце февраля 1794 года Мансур заболел туберкулезом и спустя полтора месяца (13 апреля) «жизнь его завершилась в казематах крепости». Похоронили шейха , как и многих заключенных Шлиссельбурга: «В шестое на десять число пополудни в двенадцатом часу вышеписанного Ших Мансура тело из крепости порутчиком Юхаревым вынесено и прямо водою на Преображенскую гору отвезено, где оное и погребено, о чем сим Правительствующего Сената Тайной экспедиции покорнейше имею честь донесть». Известно, что к Павлу I уже после смерти Екатерины приезжала делегация чеченцев c просьбой забрать тело покойного имама. Император обещал помочь, однако в конце концов был вынужден отказать, так как обнаружить место захоронения не представлялось возможным......
- Литература: Николай Коняев —" Шлиссельбургские псалмы. Семь веков русской крепости"
"…Напротив крепости старинной на левом берегу Невы Есть древний холм с песчаной глиной, покрытый плесенью травы. Его горой Преображенской назвали в давние года, видать, монахи, тьмы вселенской, когда настигла их нужда. Сюда весной поближе к суше от волн грохочущей воды летят балтийские олуши и часто селятся дрозды. Там церковь есть для православных, а рядом кладбище в крестах.... И очень много безымянных могил, затерянных в веках: монахов, грешников, конвойных, зарытых в спешке, наобум и всяких, слишком беспокойных властителей бунтарских дум. Над ним столетья прошумели и столько утекло Невы, что даже камни поседели и стерся ситец синевы.
Там от старинного погоста остался лишь песчаный слой, где чьи-то призрачные кости надежно спрятаны землей. И ничего не уцелело: ни крест, ни камень, ни бугор. Два с лишним века пролетело с тех самых стародавних пор, когда без суеты и спеха команда крепостных людей соединила тело шейха с природой истинной своей. Они его не хоронили, им это было все равно, а словно в почву положили неистребимое зерно. Кто верит в тайну жизни вечной, любую чувствует стезю: и инвалид рукой увечной смахнул с худой щеки слезу. И, глядя вниз светло и прямо, по - человечески, как есть, к могиле первого Имама поставил деревянный шест. Все тот же купол неба стылый сияет с прежним торжеством, но стерся след святой могилы, покрывшись дерном и песком. Все преходяще в мире этом - от человека до птенца, есть только свет, и этим светом, как чаши полнятся сердца. Все наши помыслы и думы, Молитвы наши в этот час за чистых мучеников уммы, за предков наших и за нас".( Тугузов Асламбек.)
Жизнь шейха Мансура – идейного вдохновителя борьбы горцев за независимость Кавказа - была бурной, но короткой. В течение шести лет деятельность шейха , его вдохновляющие и пылкие речи в сочетании с красивой наружностью привлекали к нему большое количество сторонников и «возмущала» их против России.
Движение Мансура, распространившись среди адыгов, быстро охватило весь Северный Кавказ. Весомую помощь Мансуру в борьбе против русских оказывала Порта, особенно в период русско-турецкой войны 1787–1791 годов, стоившей России больших жертв.
Только к сентябрю 1790 года, после победы генерала Германа на берегу Кубани над объединенным турецко-горским отрядом, Мансура удалось загнать в угол: с остатками войска непокорный имам укрылся в турецкой крепости Анапа.
22 июня 1791 года Анапа пала. Не желая сдаваться, Мансур бросился с факелом в пороховой погреб, однако ворвавшимся в крепость солдатам удалось его перехватить. Плененный Мансур был переправлен в Петербург.