«Если вы оставите это на усмотрение публики, они могут вас убить…»
Марина Абрамович — перформансистка, родилась в 1946 году в Белграде, Сербия. В 1979 году Марина поставила один из самых шокирующих, запоминающихся и громких перформансов в истории искусства. Спектакль назывался «Ритм 0».
Перформанс возник в 60-х как протест живописи и представлял собой форму искусства, демонстрируемого посредством тела и метаморфоз, с ним происходящих.
Мариной на стол были помещены 72 предмета: нож, пистолет, заряженный одной пулей, спички, вино, скальпель и другие вещи. Одни могли принести боль, другие удовольствие. Зрителей пригласили в комнату с Мариной, которая молча стояла. Рядом с ней лежал лист бумаги со следующими строками:
На столе лежат 72 предмета, которые можно применять ко мне как хочется. Перформанс. Я — объект. В этот промежуток времени я несу полную ответственность. Длительность: 6 часов (8 часов вечера — 2 часа ночи)».
Ритм 0 — один из самых страшных экспериментов
В представлении под названием «Ритм 0» Марина стояла неподвижно в течение шести часов, пока зрители могли делать с ней все, что пожелают.
Зрители могли использовать любой из семидесяти двух предметов, которые Марина поставила на стол.
Марина заверила своих зрителей, что для них не будет никаких последствий, что бы они с ней ни сделали. Она взяла на себя полную ответственность за то, что они сделают с ней.
Марина пошла ва-банк. Даже если кто-то решит ее изнасиловать или убить, она позволит этому случиться.
Почти смертельный исход эксперимента
Аудитория начала смиренно. Кто-то повернул ее. Другой человек пошевелил руками в воздухе. Однако через три часа публика стала более жестокой и агрессивной.
Кто-то разрезал ее одежду и раздел ее. Художницу неоднократно домогались.
Через четыре часа с нее начали резать кожу. Кто-то вложил в нее шипы розы.
Один из зрителей сделал небольшой надрез на горле Марины.
Кульминационным моментом был заряженный пистолет, приставленный дулом к шее девушки её же рукой.
Марина поняла, что зрители могут убить ее ради собственного удовольствия.
Что эксперимент говорит нам о нас самих?
Итог
Через шесть часов Марина начала молча передвигаться по комнате и смотреть в глаза зрителям.
«Я чувствовала реальное насилие: они резали мою одежду, втыкали шипы розы в живот, один взял пистолет и прицелился мне в голову, но другой забрал оружие. Воцарилась атмосфера агрессии. Через шесть часов, как и планировалось, я встала и пошла по направлению к публике. Все кинулись прочь, спасаясь от реального противостояния»
Все избежали фактической конфронтации с Мариной.
Эксперимент доказал, что злая сторона человечества каким-то образом сдерживается, потому что каждый из нас должен столкнуться с социальными последствиями нашего (плохого) поведения.
В начале эксперимента зрители немного пошутили над Мариной. Однако со временем, когда зрители поняли, что Марина остается пассивной (она не защищалась), они стали более агрессивными.
Зрители начали эксплуатировать и мучить Марину без видимой причины — просто потому, что могли.
Если бы не было наказания, люди совершали бы гораздо больше зла.
С другой стороны, в ходе эксперимента сформировалась группа людей, пытавшихся защитить Марину.
Хотя этих людей не просили защитить Марину, они все равно это сделали.
Эксперимент «Ритм 0» обнародовал животную природу человека и доказал, что неограниченная свобода и власть убивают в нем все человеческое, а тем более совесть.