В командовании, авиационных соединениях, полках и подразделениях военно-транспортной авиации прошли памятные мероприятия, посвященные 120-летию со дня рождения родоначальника и первого командующего ВТА, маршала авиации Николая Скрипко.
Для личного состава ВТА проведен единый день информирования, в ходе которого военнослужащие смогли ознакомиться с жизнью и деятельностью легендарного командующего ВТА, его работой по созданию и формирования нового на тот момент рода авиации.
Николай Семенович Скрипко родился 5 декабря 1902 г. в селе Больдера, Лифляндской губернии (ныне микрорайон Болдерая, г. Рига, Латвия).
В декабре 1919 г. добровольно вступил в ряды Красной Армии. Гражданскую войну закончил в артиллерии в должности начальника связи и разведки управления гаубичного артиллерийского дивизиона 2-й стрелковой Приамурской Краснознаменной дивизии 5-й армии. Летом 1923 года, выполнив первый полет в качестве лётчика наблюдателя на самолете «Сопвич», с целью проверки маскировки артиллерии на учениях, решил связать свою жизнь с авиацией.
В марте 1924 г. поступил в авиашколу г. Егорьевска, которая в последствии была переведена в г. Ленинград, и успешно закончив учебу в 1925 г., был направлен в Качинскую школу лётчиков, где приступил к полётам на самолётах У-1 и Р-1.
Работа в военно-учебных заведениях ВВС Красной Армии стала значительным этапом в жизни и в службе Николая Скрипко.
С ноября 1940 г. Николай Семёнович – командир 3-го дальнебомбардировочного авиационного корпуса, с которым принял участие в боевых действиях с первых дней Великой Отечественной войны.
Затем Николай Скрипко – командующий ВВС 5-ой Армии и заместитель командующего ВВС Юго-Западного фронта.
В 1944 г. Н. Скрипко в числе первых генералов–авиаторов, присваивается звание маршала авиации. Он – участник парада Победы 24 июня 1945 г.
В 1950 г. после окончания высших академических курсов при Академии Генштаба ВС РФ им.К.Е.Ворошилова, Николай Скрипко назначается командующим транспортно-десантной авиации, а затем с 1953 г. командующий транспортно-десантной авиацией Воздушно-десантных войск.
Анализируя многочисленные проблемы в десантировании крупных воздушно-десантных соединений и возрастание роли последних в условиях современной войны, Скрипко пришёл к выводу о необходимости создания нового рода авиации и активно добивался рассмотрения поданных им соответствующих предложений. Руководство Минобороны СССР согласилось с его доводами, в 1955 году в СССР была создана Военно-транспортная авиация, а маршал авиации Скрипко стал её первым командующим и возглавлял её на протяжении 14 лет, по существу, стал её родоначальником в современном виде.
При нём на вооружении был принят самолёт Ан-8, первый военно-транспортный самолёт с полноценной усиленной грузовой кабиной позволяющий перевозить и десантировать вооружение и военную технику до 10 тонн. Разработку и принятие его на вооружение лично курировали маршал авиации Николай Скрипко и командующий Воздушно-десантных войск генерал-армии Василий Маргелов.
Дальнейшим совершенствованием возможностей военно-транспортной авиации стало принятие на вооружение самолёта Ан-12, Николай Семёнович доказал его необходимость и экономическую выгоду. Самолёт Ан-12 уже был способен десантировать парашютным способом крупногабаритные грузы с использованием парашютных платформ.
Под его личным руководством КБ Антонова приступила к разработке стратегического военно-транспортного самолёта Ан-22 «Антей». Это позволило уже к концу 60-х годов, при существенном сокращении численности самолётного парка поднять грузоподъемность ВТА в 2,5 раза. Существенно возросли боевые возможности и роль ВТА не только как средства десантирования, но и как стратегического транспортного средства Вооруженных Сил. Под руководством Николая Скрипко ВТА приобрела опыт выполнения оперативно-тактических задач в сокращенных боевых порядках днем и ночью в сложных метеоусловиях в ходе крупных военных учений.
Начиная с 1960 года существенно возросла роль ВТА в ходе важнейших политических событий в мире. Лаос, Вьетнам, Кампучия, Йемен, Египет, Сирия, Ирак, Алжир, Чехословакия - вот далеко не полный перечень стран, где выполняли задания экипажи ВТА в период командования ею маршалом Скрипко.
Большой объем задач выполнен в интересах народного хозяйства по перевозке техники и грузов в удаленные и труднодоступные районы Севера, Дальнего Востока и Сибири, по оказанию помощи населению районов, пострадавших от землетрясений, наводнений и других стихийных бедствий.
Маршал авиации Николай Скрипко отличался высокой требовательностью к технике пилотирования, знанию аэродинамики, конструкции и эксплуатации самолётов лётным составом, но и заботился о своевременном обеспечении молодых офицеров лётно-техническим обмундированием, питанием в лётных столовых, размещением в общежитиях.
За службу Родине маршал авиации Николай Скрипко награждён 15-ю орденами СССР, Почётным оружием с золотым изображением Государственного герба СССР, многими медалями и наградами иностранных государств.
1 июня 2000 г. самолёту Ил-76мд Ивановского центра боевого применения и переучивания летного состава ВТА присвоено личное наименование – «маршал авиации Н.С.Скрипко»
2 июня 2001 г. в штабе управления ВТА в торжественной обстановке открыт бюст маршалу Скрипко Н.С.
20-го августа 2022 г. в честь 55-летия Ивановского центра боевого применения и переучивания летного состава ВТА на аллее «российской славы» в торжественной обстановке открыт бюст маршалу авиации Николаю Скрипко, а также бюсты Валерию Павловичу Чкалову и Юрию Алексеевичу Гагарину.