Шляпы, сплетенные безвестными мастерами из Эквадора, были знамениты во всем мире. Их носило великое множество известных людей: от Уинстона Черчилля и Теодора Рузвельта до Никиты Хрущева.
Кому незнакома панама - плетеная соломенная шляпа с круглыми полями и лентой вокруг тульи?
Пусть в наши дни она не так популярна, как сорок лет назад, но мы по-прежнему видим ее в фильмах и на фотографиях, ее носили наши деды, а у кого-нибудь она наверняка еще лежит в шкафу или в старом чемодане. И все же мы знаем о соломенных шляпах очень немного.
Прежде всего, мало кому известно, что слово «панама» применительно к белой соломенной шляпе вошло в обиход в начале века, потому что ее носили рабочие, строившие Панамский канал. На самом же деле родина панамы - эквадорская провинция Манаби, где подобные шляпы плели еще в XVI веке.
Помимо «сомбреро», ее иногда здесь называют «хипихапа» и «монтекристи» - по имени местечек, где растет пальма «токилья» (или Carludovica palmata - такое название ей дали конкистадоры). Из нераскрывшихся листьев этой пальмы получается солома, которая идет на изготовление шляп. Знатоки ремесла считают, что по качеству соломе «токилья» нет равных. Ведь панамы делают в Полинезии и в Китае, в Малайзии и в Африке, на Филиппинах и на Карибских островах, однако именно эквадорские шляпы пользовались наибольшей популярностью во всем мире.
Листья «токилья», размокшие и раскрывшиеся после варки, просушивают на солнце - и они сами собой вновь сворачиваются в длинные тонкие трубки. Чтобы стебли стали еще тоньше, их дополнительно разрезают вдоль. Самые лучшие шляпы сплетены из такого тонкого волокна, что кажутся не соломенными, а льняными - их называют «fino». Вообще же панамы различаются по четырем уровням качества. «Selecto» - самые простые и дешевые. Далее идут «finissamo», затем - «fino». И наконец, наиболее изысканные шляпы называют «superfino». Их плетение занимает несколько месяцев (обыкновенная шляпа плетется за 2 -3 дня), а стоить подобное изделие может 10000 долларов. И обязательно найдется ценитель, который не пожалеет на него денег.
Конечно, мастера, работающие в Монтекристи, Хипихапе, Куэнке и других центрах шляпного производства, таких сумм никогда в руках не держали. Свои произведения (а иногда и шедевры) они отдают перекупщику всего за несколько десятков долларов, причем это еще относительно неплохо. Не так давно мастера получали около одного доллара за шляпу, которая в магазинах Европы и Америки стоила не менее 25 долларов.
Плетение шляп - трудоемкое и тяжелое дело, которым, как правило, заняты немолодые женщины. У многих из них мужья когда-то уехали на заработки в крупные города или за границу- и остались там навсегда. Чтобы прокормить детей, матери семейства вынуждены были заниматься работой, которой они обучены едва ли не с младенчества и которая позволяла не отлучаться из дома, - плетением изделий из соломы.
Опытная мастерица может «вязать» шляпу и при этом вовсе не смотреть на руки - солома словно сама собой гнется под ее проворными и ласковыми пальцами. Женщины не теряют ни минуты: они плетут днем и вечером, сидя и на ходу, разговаривая с соседками и приглядывая за детьми. Впрочем, “между делом” плетуться лишь рядовые шляпы. Черед же тонких шляп настает только в самое прохладное время суток, то есть ночью: считается, что на солому не должен попадать пот. Тулья шляпы надевается на болванку, установленную на треножнике, а сверху придавливается деревянным блоком, на который опирается грудью склонившийся над своим произведением мастер.
Шляпы плетут от центра к периферии, причем особого мастерства требует центральный узел на макушке. Каждый ряд тоже оканчивается едва заметным узелком, который одновременно является переходом к новому ряду (узелок называется «vuelta», то есть «поворот»). Настоящая эквадорская шляпа не знает, что такое нитка с иголкой. Если поля отрезаны и подшиты, то можете не сомневаться: перед вами - всего лишь подделка.
Как отличить хорошую шляпу от плохой? Проще всего, конечно, посмотреть на цену, но ведь и среди недорогих шляп могут быть очень качественные экземпляры. Особое внимание следует обращать на тонкость узелков, плотность плетения и ровность цвета. Хорошая шляпа настолько туго сплетена, что даже не промокает. А некоторые ценители утверждают, что лучшие эквадорские шляпы - такие ровные и гладкие, что кажется, будто они сверкают.
Форма плетения и цвет шляпы зависят от города, в котором ее плетут. Например, отличительный знак шляпы из Куэнки - мелкое плетение «елочкой». Чтобы отбелить готовое изделие и придать ему жесткость, его погружают в ванну с серным раствором.. Исключение составляют «монтекристи»: они не так прочны, зато сохраняют свой естественный золотистый цвет и остаются настолько мягкими, что при транспортировке их сворачивают и кладут в продолговатые футляры. Вынутые из чехлов, «монтекристи» сразу обретают форму.
Несмотря на то, что у эквадорских «панам» есть огромное количество ценителей во всем мире, это нелегкое и малооплачиваемое ремесло постепенно умирает. Молодое поколение считает подобную работу невыгодной, а многим из тех, кто в совершенстве владеет техникой плетения шляп, уже за семьдесят. Единственный способ сохранить это уникальное мастерство - хотя бы отчасти автоматизировать процесс производства. Правда, многие полагают, что автоматический станок лишит шляпы их неповторимости: ведь каждая из них отмечена индивидуальностью человека, который ее сплел.
Несколько лет назад в городке Сигсиг, рядом с Куэнкой, был образован первый кооператив шляпных мастериц «Мария Оксильядора». Нашлись и фонды, которые помогли этому обществу с деньгами и техническим оснащением. В кооперативе работает несколько сот женщин, а экспортеры считают, что по своему качеству шляпы, сплетенные на станке, ничем не отличаются от тех, которые делаются вручную. Таким образом, работа эквадорских мастериц становится более прибыльной и гораздо менее тяжелой. И может быть, «экваториальные панамы» скоро снова войдут в моду. Главное, чтобы традиция плетения шляп в Эквадоре продолжала жить.