Найти тему
Авиационный уголок

Пассажирский сверхзвуковой самолет будущего

В комментариях к посту уважаемые читатели изъявили желание узнать подробнее о работах по сверхзвуковому пассажирскому самолету нового поколения. Что ж, давайте узнавать :)

По моему скромному мнению, очень красивые машины. "Хорошо летают только красивые самолеты" - фраза, которую в разных редакциях приписывают А.Н. Туполеву
По моему скромному мнению, очень красивые машины. "Хорошо летают только красивые самолеты" - фраза, которую в разных редакциях приписывают А.Н. Туполеву

Прежде всего, что уже было в этой области?

Думаю, многим известны такие крылатые машины, как Ту-144 и Конкорд. Эти аэропланы летали со скоростью в 2 скорости звука (на высоте 16 километров это составляет примерно 2100 земных км/ч), что в 2.5 раза больше, чем скорость обычных гражданских лайнеров.

Неплохая разница, которая особенно сильно ощущается на больших расстояниях.

И летали бы дальше эти великолепные машины (имеющие, кстати, огромное количество весьма интересных, смелых, а порой и гениальных инженерных решений), если бы не куча страшных но:

НО №1. Дороговизна билетов и обслуживания. Цена полета на Конкорде достигала нескольких десятков тысяч долларов!

НО №2. Невысокая надежность. Сложнейшая конструкция == выше вероятность отказа.

НО №3. Шумность. Представьте себе хороший такой раскат грома, особенно если он раздается при спокойной погоде, еще и посреди ночи. Примерно такой шум на местности создавала ударная волна от пролетающего сверхзвукового самолета. Можно кирпичный завод построить.

И еще много-много но. В итоге, Ту-144 перевозил пассажиров всего 3 года (1975-1978 гг.), а Конкорд - 27 лет (1976-2003 гг.). Причем, конец коммерческой эксплуатации и Ту-144, и Конкорда завершился после катастроф (если быть точным - это одна из причин окончания эксплуатации). Увы. Пассажирские рейсы на сверхзвуке оказались не такими крутыми и сказочными, как хотелось бы.

Тем не менее, люди все еще хотят и будут хотеть перемещаться быстрее. Сверхзвуковые пассажирские самолеты (далее - СПС) первого поколения показали, что создать такой самолет и эксплуатировать его - задача реальная. Тем более, технологии на месте не стоят.

Какие планы на сверхзвуковые пассажирские перевозки сейчас?

В США стартап-компания под названием Boom Supersonic уже получила заказ на 15 сверхзвуковых лайнеров под названием "Overture". Обещают выкатить новый аэроплан к 2025 году, полететь в 2026, начать эксплуатацию к 2029. О как. Сильное заявление. А если самолеты будут соответствовать требуемым характеристикам, то компания United Airlines закажет еще 35 штук.

В России ситуация несколько иная, но работы по теме СПС поколения 2.0 тоже ведутся.

К сожалению, пока это не разработка самолета, а фундаментальные исследования и определение облика и концепции нового СПС.

Все эти исследования проводятся в рамках Научного Центра мирового уровня "Сверхзвук", вот ссылка на официальный сайт. Программа центра реализуется в 2020-2025 гг., а сам НЦМУ состоит из 5 лабораторий, каждая из которых решает необходимые задачи.

А теперь - каким же должен быть такой самолет:

1) Собственно, сверхзвуковым. Основное требование - сверхзвуковой крейсерский полет (то есть, с минимальным расходом топлива на километр пройденного пути) со скоростью 1.7-1.8 скорости звука на дальность 6-8 тысяч километров. И проходить такой полет должен на высоте около 16-17 километров.

2) Безопасным. Причем, требования к безопасности полета СПС совершенно те же, что и предъявляемые к обычным дозвуковым лайнерам.

3) Экономичным. Предполагается, что цена билета на такой самолет будет приблизительно соответствовать цене полета в бизнес-классе обычного самолета.

4) Экологичным. Сюда входят как требования к шуму на местности, так и вредным выбросам.

Это основные требования к создаваемому самолету. И они очень сильно противоречат друг другу. Поэтому, задача не то что построения, проектирования такого самолета крайне сложна.

Исходя из того, что облик самолета будет определяться основной задачей - крейсерским полетом на сверхзвуковой скорости, еще и с малым уровнем шума - то примерно таким будет его внешний вид:

Футуристично выглядит, однако. Это один из крайних вариантов облика СПС 2.0
Футуристично выглядит, однако. Это один из крайних вариантов облика СПС 2.0

Значит, на посадочных режимах характеристики такого аппарата, мягко говоря, будут далеко не лучшими. Соответственно, необходима высоконадежная система управления.

Взгляните еще раз на компоновку. Угол атаки на посадке будет очень большим. Именно из-за этого на Ту-144 применялась опускающаяся вниз кабина, чтобы летчик мог хоть что-то видеть. Но установка такого механизма на самолет - это дополнительная масса! На новом лайнере предполагается решение этой проблемы в виде полного отсутствие остекления. А визуальная обстановка должна передаваться в кабину с внешней камеры.

Чтобы уменьшить шум от двигателя, он будет расположен на "спине", а сопло закроется пластиной. Еще и сама силовая установка должна иметь просто невероятные характеристики, чтобы обеспечить сверхзвуковой крейсерский полет.

Проблему шума от ударной волны предполагается решить не только особой формой самолета, но и оптимизацией траектории его полета относительно населенных пунктов. А еще его надо интегрировать в сеть организации воздушного движения. Вот.

Конструкция нового самолета должна быть легкой и иметь очень высокую жесткость. Эти характеристики предполагается обеспечить особой конструктивно-силовой схемой:

Вязанка из Стародворья
Вязанка из Стародворья

А при полете на сверхзвуковой скорости обшивка неизбежно будет нагреваться. Здесь нужны соответствующие материалы, которые этот нагрев смогут выдержать.

Вот тот объем информации про новый сверхзвуковой лайнер, которым я располагаю на текущий момент времени.

Небольшие итоги

Создаваемый аппарат призван решить проблемы, которые возникли в период использования СПС 1 поколения. Перед учеными стоит невероятно сложный вал задач, которые предстоит решить. Сейчас проводятся очень интересные исследования в очень многих направлениях, результаты которых несомненно будут полезны, да и не только в авиации.

А может, действительно, сверхзвуковой пассажирский самолет увидит свет и будет перевозить пассажиров с огромными скоростями?

Пишите в комментариях свое мнение насчет этого амбициозного проекта!

Спасибо за внимание, подписывайтесь :)