Найти тему
Rock-Guide (Рок-Гид СПб)

Олег Нестеров представил «Три степени свободы» по Олегу Каравайчуку на Ленфильме

2 и 3 декабря в одном из павильонов Ленфильм звучала Музыка композитора Олега Каравайчука в рамках выставки «3 степени свободы».

Афиша, О. Каравайчук, "Три степени свободы", источник — Rock-Guide
Афиша, О. Каравайчук, "Три степени свободы", источник — Rock-Guide

Звук воспроизводился при помощи акусмониума — в данном случае системы из десятков мониторов, расставленых в зрительном зале, которая исторически была задумана как «оркестр» из громкоговорителей. Смысл этой системы заключается в распределении звука по разным источникам, что позволяет режиссировать самые разные сценарии трансляции и, можно сказать, придаёт ему объём 4D.

О. Каравайчук, "Три степени свободы", источник — Rock-Guide
О. Каравайчук, "Три степени свободы", источник — Rock-Guide

Олег Николаевич Каравайчук (1927-2016) — советский и российский композитор, автор музыки к фильмам («Два капитана», «Поднятая целина», «Городской романс», «Принц и нищий», «Год собаки» и др.) и спектаклям, дирижёр, пианист, музыкант-импровизатор. Каравайчук отличался эпатажным, рок-н-ролльным поведением. Он мог не прийти на собственный концерт или прийти, но отказаться играть. Эти и другие детали были отражены в тонко проработанной концепции мероприятия. Получилось так, что технически Олега Николаевича в зале не было, а музыка всё равно звучала. На сцене стоял рояль, за которым он творил на Ленфильме, и «куб», использовавшийся им на концертах вместо стула. Перед сценой в ряд были выставлены пустые стулья с подписями: Илья Авербах, Мама, Кира Муратова, Александр Пушкин и другими важными для Каравайчука именами. — Композитор говорил, что хочет однажды сыграть концерт перед пустыми стульями, а на них вообразить слушателей, которых он хотел бы там видеть.


На экране проецировались названия фильмов и кадры из них, а также нотные записи маэстро, где можно было увидеть необычные пометки типа «по валенкам» — да, Олег Каравайчук для достижения нужного ему звука мог начинить свой рояль войлоком, подложить куда-то валенки или вообще придумать, что в барабан нужно бить не иначе как говяжей тушей. Неудивительно, что Каравайчук был одним из вдохновителей Сергея Курёхина, они даже планировали совместное выступление в рамках ПОП-МЕХАНИКИ, но Курёхин скоропостижно скончался.

О. Каравайчук, "Три степени свободы", источник — Rock-Guide
О. Каравайчук, "Три степени свободы", источник — Rock-Guide

Куратором проекта выступил Олег Нестеров (гр. Мегаполис). Приветственное слово он посвятил Олегу Каравайчуку, а также рассказал о своём масштабном исследовании творчества кинокомпозиторов СССР «3 степени свободы», включающем выставки, лекции, акусматические концерты и даже выпуск литературы. Дирижировал акусмониумом эмбиент-музыкант и основатель лейбла «Симфоническая тишина внутри» (SSI) Илья Symphocat.

О. Каравайчук, "Три степени свободы", источник — Rock-Guide
О. Каравайчук, "Три степени свободы", источник — Rock-Guide

Автор: Роман Кадулин.