Найти тему
АиФ-Юг

Они спешат на помощь. Как жители Краснодарского края становятся волонтерами

   Они спешат на помощь. Как жители Краснодарского края становятся волонтерами
Они спешат на помощь. Как жители Краснодарского края становятся волонтерами

Когда случается беда, на помощь приходят простые незнакомые люди. После потопа в Крымске в 2012 году сотни людей со всего края и страны приехали туда и помогали разбирать завалы и расчищать улицы, во время пандемии волонтёры приносили пожилым продукты и лекарства. Неравнодушные люди заботятся о бездомных животных, собирают помощь больным детям и одиноким старикам, бросают свои все дела или посреди ночи отправляются прочёсывать лес в поисках пропавшего человека.

Ежегодно в России и во всём мире 5 декабря отмечается День волонтёра. Добровольцы поделились с kuban.aif.ru своими историями.

Там, где ждут ласку

Дарья Ткаченко из Краснодара – хрупкая молодая девушка с огромным сердцем. Уже несколько лет она помогает «Краснодогу» - приюту для животных. Она приезжает сюда, чтобы выгулять собак, потискать их, подарить тепло и ласку.

«Про приют я знала давно, но не задумывалась, что там может требоваться помощь, - рассказывает Дарья. – Как-то посмотрев по телевизору передачу про бродячих животных, я и вспомнила про наш краснодарский приют. Нашла в соцсетях его страничку, там висело объявление о том, что через два дня будет проводиться день волонтёра. Нужно выгуливать собак по территории. Дело в том, что обычно они находятся в вольерах, лишь иногда их выпускают побегать и порезвиться. Для этого и приглашали людей с опытом общения с бездомными животными, звали также тех, у кого этого опыта нет, но есть желание помочь. Это как раз мой случай, и я пришла».

Девушке доверили небольшого пса по кличке Лютик. Кстати, он уже не живёт в приюте, а обрёл хозяев и дом.

«Мы с ним долго гуляли, мне было приятно провести время, хоть на улице стоял промозглый февраль», - вспоминает она.

С тех пор девушка стала приезжать в приют почти каждые выходные.

«У кошек, как правило, больше посетителей, я бываю у собак. Гуляю с ними, обнимаю и просто треплю за ухом. Они искренне радуются мне, ждут ласку. Ради этих эмоций я туда и еду. Тяжело наблюдать за животными, которых никак не забирают в семью», - делится Дарья.

Год назад девушка взяла себе домой собаку из вольеров.

«Уже через пару месяцев после моего первого визита в приют, захотела завести пса, но тогда не было такой возможности. А когда у меня появилось собственное жильё, окончила университет и стала работать, поняла, что могу взять на себя такую ответственность. Выбирая собаку, для меня не имело значения, какого она размера, её физические особенности, будь хоть с тремя лапами или без одного глаза, важно было, чтобы пёс ладил с кошками, так как у меня уже был питомец и имел спокойный характер, - продолжает Дарья. – Так у меня появилась Хати. Живём с ней душа в душу. Возвращаюсь из приюта, радуюсь, что моя собака уже не знает, что такое вольер. Конечно, хочется защитить всех животных и забрать каждого себе, но прежде, чем завести питомца надо много раз подумать, хватит ли ресурсов – временных, денежных и прочих, которых будет требовать новый питомец?»

   Фото: Из личного архива/ Дарья Ткаченко
Фото: Из личного архива/ Дарья Ткаченко

Денег не надо

Одна из самых известных и массовых волонтёрских организаций в России сегодня – поисково-спасательный отряд «ЛизарАлерт». Наталия Гребенча живёт в Геленджике, с 2018 года она в отряде. Начинала в группе репостов, потом стала выходить в «поле», сейчас является старшим инфоргом и курирует не только Краснодарский край, но и почти все регионы страны. Наталия до сих пор помнит свой первый поиск.

«В новостях увидела ориентировку: в нашем городе пропала женщина. Подумала: потерялся человек, его ищут, и это делаю не я? - рассказывает она. – Заполнила анкету на сайте отряда, со мной созвонились и взяли в команду. Два года занималась исключительно распространением объявлений о пропаже в социальных сетях. У нас много направлений деятельности. Это инфогруппа, координаторы, связисты, кинологи, группа «Лес на связи», «Пегас» (с лошадьми). Если есть желание и возможности можно выбрать для себя любое из перечисленного. Например, в группе коротких прозвонов нужно в течение 10-15 минут обзванивать несколько больниц».

Наталия долго не выходила непосредственно на поиск, говорит, боялась найти пропавшего... неживым.

«Наконец, решилась, и отправилась с отрядом искать пожилую женщину, её не было дома почти двое суток. Помню, идём по лесу, прочёсываем каждый куст, каждое дерево и вдруг вижу ноги. Испугалась, позвала ребят. Это была наша бабушка. Живая! Это такое счастье! А ведь ещё немного – и не успели бы. Сразу вызвали скорую, сообщили родственникам, отправили её в больницу. Эмоции, которые я испытала тогда, больше меня не отпускали. С тех пор я всегда выезжаю».

Как рассказала Наталия, часто пропадают пожилые люди, страдающие деменцией. Некоторые уходят из дома и теряются почти каждый день, уследить за ними родным практически невозможно.

«Несколько раз мы искали одну бабушку и находили её по трости. Сын сделал гравировку на палочке, где указал свой номер и адрес. Эта палочка и возвращала старушку домой, - продолжает поисковик. – Потерявшихся людей часто удаётся найти благодаря развешанным по городу объявлениям, репостам в соцсетях и просто неравнодушным людям, которые не прошли мимо старика. Нам звонят и говорят, что видят дезориентированного человека. В итоге оказывается, что это наша потеряшка. Тяжелее искать в горно-лесистой местности. Там нужно быть подготовленным и физически и морально, ведь в нашем крае водится много животных. Бывает, с нами ходят охотники. А ещё много несчастий в грибной сезон. Каждый раз жду его окончания. Сколько людей терялось, которые пошли за лисичками и опятами?!»

Любителям «тихой охоты» Наталия дает несколько обязательных рекомендаций. Во-первых, всегда, даже если выходишь в лес на пару часов, брать с собой полностью заряженный телефон, таблетки, которые принимаются на постоянной основе, спички, фонарик, компас, воду и перекус. Во-вторых, нужно надеть яркую одежду. Люди носят в лесу костюмы зелёной и камуфляжной расцветок, но так становятся практически незаметными, и в случаем беды обнаружить их будет сложно. В-третьих, если понял, что заблудился, необходимо остановиться, позвонить на 112 и сообщить, что потерялся. Дежурный примет заявку, передаст информацию в отряд. В отряде есть специальная группа «Лес на связи», волонтёры отправят сообщение пропавшему и узнают его координаты. Останется только дождаться ребят, не уходя с места.

Сложнее искать детей. Если пропал ребёнок до 12 лет, медлить нельзя ни минуты. Вторая детская категория – так называемые бегунки. Это подростки, которые специально уходят из дома. Причины могут быть разные, к каждому случаю поисковики подходят индивидуально.

   Фото: Из личного архива/ Наталия Гребенча
Фото: Из личного архива/ Наталия Гребенча

Наталия работает главным бухгалтером, воспитывает с супругом двоих детей – 11 и 17 лет. Волонтёрство занимает много времени, порой сложно совмещать семью, работу и отряд. Часто бывает, что поиск идёт всю ночь, возвращается домой утром и сразу же везёт детей в школу и отправляется в офис. Говорит, дети с пониманием относятся к добровольчеству мамы, поддерживают её, а муж тоже записался в поисковики. Теперь выезжают вместе.

«Это наше увлечение, дело для души, образ жизни. Мы просто хотим помочь. Безвозмездно. Слёзы радости – вот наша награда, - говорит Наталия. – Принимая заявку на номер 88007005452, нужно быть с трезвой головой и холодным сердцем, а вот уже когда поиск закончен, даёшь волю чувствам. Это и счастье, и отчаяние. Один из моих самых страшных поисков случился, когда пропал молодой парень. Я собирала информацию о нём и в процессе поражалась, какого замечательного человека мы ищем. Его друзья, родные, знакомые говорили о нём столько хорошего и доброго. В итоге оказалось, что он мёртв. Согласился подвезти человека, а тот его убил. После этого случая я долго не могла прийти в себя. Вообще, отряд дал мне многое. Прежде всего, стала по-другому относиться к своим детям, видеть и объяснять им, что в жизни главное, а что наносное. Плохие отметки в школе, за которые прежде я их ругала, теперь не важны. Отряд дал мне уверенности в себе, больше понимания жизни. Я росла скромным домашним ребёнком, отличницей в школе и в университете, читала книжки и думала, что мир другой. Сейчас чётко понимаю, он разный, не всегда хороший, но добрых, отзывчивых, небезразличных людей много, и с ними мне по пути».