Найти тему
Душа на колесах

СевМорПуть. Круглогодичная навигация становится реальностью

Значение Северного Морского пути сложно переоценить. Это самый короткий и безопасный путь между Европейской частью России и Дальним Востоком. Кроме того, он открывает вход в устья крупнейших сибирских рек – Енисея, Оби и Лены, а уже по ним легко добраться до удаленных городов Якутии, Хабаровского края и других регионов.

Он намного короче Южного пути через Суэцкий канал. Да и судоходство здесь не такое интенсивное. Ну и еще один немаловажный плюс – никакого пиратства.

СевМорПуть  (выделен синим). Фото topwar.ru
СевМорПуть (выделен синим). Фото topwar.ru

Конечно, у Северного пути есть и недостатки. Суровый климат, слаборазвитая инфраструктура, айсберги и сложные метеоусловия. Погода там на редкость непредсказуема и может резко поменяться в любой момент, что в свою очередь негативно влияет на сроки доставки грузов.

Кроме того, сложная ледовая обстановка требует сопровождения грузовых судов современными атомными ледоколами.

Мощь атома в Арктике

Самые крупные атомные ледоколы в мире строят на верфях Санкт-Петербурга. Головное судно проекта 22220 под названием «Арктика» спустили на воду еще в 2020-ом. Спустя год заказчик получил 1-е серийное судно «Сибирь». И вот недавно появилось еще одно чудо – атомный «Урал». В планах построить еще четыре («Якутия», «Чукотка», «Приморье», «Камчатка»).

"Арктика" на испытаниях
"Арктика" на испытаниях

Линейка носит аббревиатуру «ЛК-60Я» – означает мощность 60 МВт и наличие ядерной силовой установки. Суда относятся к ледовому классу КМ ✪ Icebreaker 9 [2] AUT2-ICS EPP:

  • проход в летне-осеннюю навигацию без ограничений;
  • весной-зимой – при толщине льда до 3 м;
  • двухотсечная непотопляемость;
  • интегрированная компьютерная система управления и контроля;
  • гребная электрическая установка (EPP – electrical propulsion plant).

Эти универсальные ледоколы будут обслуживать СевМорПуть, проводить исследовательские суда в Арктике и вести спасательные операции. Могут работать как в акватории северных морей, так и входить в мелководные устья сибирских рек. На изменение осадки требуется всего несколько часов.

Макет проекта 22220
Макет проекта 22220

Ледоколы проекта 22220 обеспечат круглогодичную навигацию в Западной части Арктики, включая Карское море и Баренцево моря. В летний и осенний сезоны смогут ходить в восточной части.

Основные характеристики:

  • длина – 173,3 м;
  • ширина – 34 м;
  • минимальная рабочая осадка – 8,5 м;
  • осадка по конструктивной ватерлинии – 10,5 м;
  • водоизмещение – 33540 т;
  • ледопроходимость до 3 м при скорости 1,5-2 узла (2,8-3,7 км/ч);
  • скорость в чистой воде – 22 узла (примерно 41 км/ч).

Что дальше?

Со временем эти суда заменят устаревшие советские ледоколы, в частности «Арктику» (10520 проект) и «Таймыр» (10580). Но даже им не под силу обеспечить круглогодичную навигацию по СевМорПути.

Для этого разработан уже новый проект 10510 (ЛК-120Я ) «Лидер». Головное судно сейчас строится на предприятии «Звезда» и по заявлениям экспертов сможет проламывать лед толщиной до 4 м. В планах построить три таких судна.

Макет атомного ледокола "Лидер"
Макет атомного ледокола "Лидер"