Значение Северного Морского пути сложно переоценить. Это самый короткий и безопасный путь между Европейской частью России и Дальним Востоком. Кроме того, он открывает вход в устья крупнейших сибирских рек – Енисея, Оби и Лены, а уже по ним легко добраться до удаленных городов Якутии, Хабаровского края и других регионов.
Он намного короче Южного пути через Суэцкий канал. Да и судоходство здесь не такое интенсивное. Ну и еще один немаловажный плюс – никакого пиратства.
Конечно, у Северного пути есть и недостатки. Суровый климат, слаборазвитая инфраструктура, айсберги и сложные метеоусловия. Погода там на редкость непредсказуема и может резко поменяться в любой момент, что в свою очередь негативно влияет на сроки доставки грузов.
Кроме того, сложная ледовая обстановка требует сопровождения грузовых судов современными атомными ледоколами.
Мощь атома в Арктике
Самые крупные атомные ледоколы в мире строят на верфях Санкт-Петербурга. Головное судно проекта 22220 под названием «Арктика» спустили на воду еще в 2020-ом. Спустя год заказчик получил 1-е серийное судно «Сибирь». И вот недавно появилось еще одно чудо – атомный «Урал». В планах построить еще четыре («Якутия», «Чукотка», «Приморье», «Камчатка»).
Линейка носит аббревиатуру «ЛК-60Я» – означает мощность 60 МВт и наличие ядерной силовой установки. Суда относятся к ледовому классу КМ ✪ Icebreaker 9 [2] AUT2-ICS EPP:
- проход в летне-осеннюю навигацию без ограничений;
- весной-зимой – при толщине льда до 3 м;
- двухотсечная непотопляемость;
- интегрированная компьютерная система управления и контроля;
- гребная электрическая установка (EPP – electrical propulsion plant).
Эти универсальные ледоколы будут обслуживать СевМорПуть, проводить исследовательские суда в Арктике и вести спасательные операции. Могут работать как в акватории северных морей, так и входить в мелководные устья сибирских рек. На изменение осадки требуется всего несколько часов.
Ледоколы проекта 22220 обеспечат круглогодичную навигацию в Западной части Арктики, включая Карское море и Баренцево моря. В летний и осенний сезоны смогут ходить в восточной части.
Основные характеристики:
- длина – 173,3 м;
- ширина – 34 м;
- минимальная рабочая осадка – 8,5 м;
- осадка по конструктивной ватерлинии – 10,5 м;
- водоизмещение – 33540 т;
- ледопроходимость до 3 м при скорости 1,5-2 узла (2,8-3,7 км/ч);
- скорость в чистой воде – 22 узла (примерно 41 км/ч).
Что дальше?
Со временем эти суда заменят устаревшие советские ледоколы, в частности «Арктику» (10520 проект) и «Таймыр» (10580). Но даже им не под силу обеспечить круглогодичную навигацию по СевМорПути.
Для этого разработан уже новый проект 10510 (ЛК-120Я ) «Лидер». Головное судно сейчас строится на предприятии «Звезда» и по заявлениям экспертов сможет проламывать лед толщиной до 4 м. В планах построить три таких судна.