Пакет экскурсий, оплаченный нами еще в Алма-Ате был выполнен. Последняя прогулка по старому Тбилиси заняла время до обеда, затем нас доставили в нашу гостиницу. Впереди у нас было еще полдня, и мы решили отведать грузинской кухни. На поиски точки общепита отправились опять же пешком, тем более, что недалеко, на улице Царицы Кетеван заметили хинкальную.
Долго не выбирали, заказали салат и хинкали. Нас предупредили, что хинкали заранее не готовят, придется подождать. Мы устроились поудобнее, тем более, что диваны просторные и с кучей подушек, можно и подождать в предвкушении. Муж заказал себе пиво, а я лимонад. Посетителей было мало, но ждать нам пришлось довольно долго. Видимо, поэтому я забыла запечатлеть начало трапезы, и вспомнила только когда наелась😉. В турбюро нас пугали, что мы наберем на грузинской кухне как минимум 5 кг, но этого не случилось. Нас, казахстанцев трудно удивить разнообразием кухни. Мы росли в интернациональной среде, ели корейскую фунчёзу, узбекский плов, дунганский лагман и манты, немецкие штрули, казахский беспармак, татарское азу и беляши. Кроме того, и сами умеем это готовить. Наверное, поэтому меня хинкали не очень впечатлили. Но мужу понравились. Будем считать, что это из чувства ревности к моим кулинарным способностям я высказалась 😏.
Подкрепившись, можно идти дальше, а дальше - уже знакомое нам здание с милым сердцу логотипом. Именно через Халык-банк нам перечисляют пенсию😀.
Оригинально оформлена клумбочка с цветочками рядом со входом в банк.
Этот монумент установлен в небольшом парке, на обрывистом берегу Куры. Считается, что царь Фарнаваз был первым правителем древнегрузинского государства Иберии, и было это приблизительно в конце IV-III веков до нашей эры. В сочинении "Жизнь Картлийских царей" упоминается как составитель грузинского алфавита.
Парк расположился на высоком обрыве, отсюда открываются очень красивые виды на старый город и Куру.
Площадь Авлабари - это центр самого знаменитого и колоритного района Тбилиси. Стоит только вспомнить спектакль Г.Товстоногова по пьесе Авксентия Цагарели "Ханума", и погружаешься в жизнь Тифлиса второй половины 19 века, где "духанов больше, чем князей", где песни и танцы - неотъемлемая часть бытия жителей Авлабара, а центром является вот эта самая площадь с базаром. В настоящее время базар тоже существует, но очень небольшой, а еще есть станция метро и этот памятник режиссеру Георгию Данелия. Правда, сам Данелия тут не главный, он изображен горельефом под "грибочком". Главными здесь выступают его всем известные герои, в народе памятник называют "Мимино". Такой же памятник установлен в Дилижане.
Фонтан в центре улицы, до которого мы не дошли в день первого знакомства с городом. На фотографии он выглядит лучше, чем в натуре. Мне он показался немного мрачноватым. А на снимке - ничего, веселенький.
Район самобытен еще и тем, что основную часть населения составляли армяне. Вот и этот храм в западной части площади построен армянами в 1805-1809годах. Храм назван Нор-Эчмиадзин, так как инициатива его возведения происходила из семей, насильственно выселенных с родины турками-османами.
Церковь действующая, закрывалась лишь на период реконструкции с 2006 по 2010 годы, так как здание пострадало от землетрясений и работ при строительстве метро.
В саду стоит крест в память о погибших при землетрясении в Армении в декабре 1988 года.
Ну вот, мы и подошли к приключению. В этой части магистраль, вдоль которой мы шли, проложена, как говорят дорожники, в "полке". То есть, часть горного склона срезана и материал уложен в дорожную насыпь. У меня появилась возможность поближе рассмотреть из чего же состоят здесь горы. Скажем, дань многолетней привычке, если есть обнажение, его надо посмотреть, ну или запечатлеть, что я и сделала.
Самое интересное - это мочажины, то есть есть места, где по склону выклиниваются подземные воды с характерным запахом тухлых яиц🙄.
Пока я возилась, рассматривая инженерно-геологические особенности строительства дороги, мой муж ушел далеко вперед. А дальше склон выемки зарос акациями, ветки которых местами обломил сильный ветер, и артель рабочих их рьяно выпиливала, сбрасывая на тротуар. Я быстрым шагом пошла догонять мужа, перешагивая через ветки. И тут, у меня за спиной, какой-то придурок засигналил, я от неожиданности запнулась за ветку и полетела на асфальт. Правда, сообразила руками придержать камеру, она дорогая, а "моя жизнь бесплатная", и потому позорно проехала коленями по асфальту. Естественно, изодрала "пасхальные" штаны, а заодно и колени. Подбежали мужики, побросав свои пилы, давай подавать руки, но я гордо поднялась сама (не знаю, как это выглядело со стороны, но мне казалось именно так). Тут подошел муж и, окинув меня взглядом сказал:" Ну вот и ты теперь в тренде, с драными штанами на коленях". По-моему, я тогда даже боли не чувствовала, только злость на весь мир за разорванные любимые штаны, за позорное падение, за нарушение правил техники безопасности при производстве работ, и особенно, на мужа, что в трудную минуту не поддержал. Но дальше нас ждал еще один облом. Метров через 50 тротуар кончился. Пешеходного перехода через магистраль, запруженную машинами не было, то есть на другую сторону дороги не перейти. Тротуар упирался в вертикальный откос выемки и вверх круто поднимались ступени. Выбора особо не было. Назад возвращаться далеко и позорно, надо взбираться вверх.
Таким образом, мы опять оказались в Авлабаре, только теперь уже не в таком презентабельном, как там, внизу на площади. Узкие улочки со старыми домами, местами облупившимися.
Но "духаны" здесь остались.
Всю обратную дорогу я молчала, боролась со злостью внутри меня. Люди пялились на мои дырки на штанах, из которых видны были кровоточащие колени. Наконец мы выбрались на главную улицу. Муж предложил взять такси, но я отказалась, наверное, теперь уже из вредности или мне нужно было время, чтобы успокоиться.
Так бесславно закончился пятый день пребывания в Тбилиси.